Совершенствование института электронной закладной будет способствовать повышению уровня применяемых технологий при выдаче и сопровождении ипотечных жилищных кредитов, а также совершенствованию взаимодействия органа регистрации прав с депозитарием. Предусматривается, что вопросы, связанные с хранением и учётом прав на электронные закладные, регулируются Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» с учётом особенностей электронной закладной. Также предусматривается создание Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства. Будет формироваться компенсационный фонд долевого строительства за счёт обязательных отчислений застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства. За счёт средств компенсационного фонда предусматривается выплата возмещения гражданам – участникам долевого строительства при банкротстве застройщика, а также оказание финансовой помощи застройщику для завершения строительства объектов и передачи жилых помещений в них участникам долевого строительства.
Проект федерального закона №599011-6 «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” и Федеральный закон “Об ипотеке (залоге недвижимости)”» внесён в Государственную Думу распоряжением Правительства от 4 сентября 2014 года №1714-р. Принят Государственной Думой в первом чтении 22 октября 2014 года.
Документ
-
Поправки к проекту федерального закона №599011-6 «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” и Федеральный закон “Об ипотеке (залоге недвижимости)”»
Поправки к проекту федерального закона №599011-6 «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” и Федеральный закон “Об ипотеке (залоге недвижимости)”» (далее – законопроект) подготовлены Минэкономразвития России.
Поправки направлены на совершенствование института электронной закладной, что будет способствовать реализации мероприятий по повышению уровня применяемых технологий при выдаче и сопровождении ипотечных жилищных кредитов (включая использование унифицированных информационных и технологических систем и внедрение электронного документооборота), а также на совершенствование взаимодействия органа регистрации прав с депозитарием. Предусматривается закрепление на законодательном уровне положений, регулирующих порядок составления, выдачи и последующего обращения закладных в электронной форме (электронной закладной).
Предлагается установить, что электронная закладная составляется путём заполнения в электронном виде формы закладной, в том числе размещённой на портале государственных и муниципальных услуг.
Предусматривается, что электронная закладная считается выданной первоначальному владельцу электронной закладной с момента внесения депозитарием, осуществляющим учёт и переход прав на электронную закладную, записи по счёту депо первоначального владельца электронной закладной или иного лица, осуществляющего права по электронной закладной, открытому в депозитарии и указанному в электронной закладной.
Кроме того, предусматривается, что вопросы, связанные с хранением и учётом прав на электронные закладные, регулируются Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» с учётом особенностей электронной закладной.
Также поправками предлагается внести изменения в законодательство, предусматривающие в целях выполнения подпункта «е» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 июня 2016 года №Пр-1138ГС создание публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» (далее соответственно – изменения, Фонд) путём преобразования некоммерческой организации «Фонд единого института развития в жилищной сфере» и регулирование деятельности Фонда.
Предполагается возложение на Фонд полномочий по формированию компенсационного фонда долевого строительства за счёт обязательных отчислений застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) других объектов недвижимости (далее – компенсационный фонд), ведению реестра таких застройщиков, осуществлению за счёт средств компенсационного фонда выплаты возмещения гражданам – участникам долевого строительства при банкротстве застройщика, а также оказанию финансовой помощи застройщику или созданному в соответствии с Законом о банкротстве жилищно-строительному кооперативу для завершения строительства объектов и передачи жилых помещений в них участникам долевого строительства.
Изменениями предусматривается обязанность застройщиков, заключивших договор участия в долевом строительстве с первым участником долевого строительства после вступления в силу настоящего федерального закона, то есть с 1 января 2017 года, производить отчисления (взносы) в компенсационный фонд долевого строительства, при этом для таких застройщиков исключается обязанность страховать свою гражданскую ответственность по договорам участия в долевом строительстве либо получать поручительство банка. В то же время для застройщиков, заключивших договор участия в долевом строительстве с первым участником долевого строительства до 1 января 2017 года, сохраняется действующий порядок обеспечения исполнения обязательств по договору участия в долевом строительстве.
Также предлагается внесение изменений в Закон о банкротстве, которыми предусматривается, что Фонд осуществляет полномочия арбитражного управляющего в деле о банкротстве застройщика в случае, если застройщик осуществлял взносы в компенсационный фонд. Одновременно предусматривается упрощение процедуры банкротства застройщика с применением только двух процедур, а именно конкурсного производства и внешнего управления.
При этом предусматривается, что Фонд обеспечивает возможность завершения строительства объекта путём привлечения нового застройщика в процедуре банкротства, готового взять на себя обязательства перед участниками долевого строительства. При невозможности привлечения нового застройщика участниками долевого строительства, имеющими требования в отношении такого объекта, решается вопрос о выплате им возмещения либо достройке объектов через жилищно-строительный кооператив, который будет создан участниками строительства. В случае выплаты возмещения гражданам – участникам долевого строительства Фонд приобретает право требования к застройщику-банкроту на сумму таких выплат.