Законопроектом, в частности, в правовое поле вводятся понятия «профессиональная спортивная лига», «профессиональные спортивные соревнования», «профессиональный спортивный клуб», «профессиональный спортсмен», «спортивный агент», «спортивная санкция», а также уточняются понятия «профессиональный спорт» и «спортивная дисквалификация спортсмена». Также определяется круг основных субъектов профессионального спорта. Поправками к законопроекту предлагается, в частности, возложить на общероссийские спортивные федерации и профессиональные спортивные лиги обязанность по определению должностных лиц, ответственных за организацию работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним. Предлагается исключить Минспорт России из состава учредителей общероссийской антидопинговой организации. Кроме того, предусматривается возможность терапевтического использования субстанции и (или) метода, запрещённых для использования в спорте.
Проект
федерального закона №1071537-6 «О
внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в
Российской Федерации" в части регулирования спорта высших достижений и
профессионального спорта»
внесён в Государственную Думу распоряжением Правительства
от 13 мая 2016 года №880-р.
Принят Государственной Думой в первом чтении 7 июня 2016 года.
Документ
-
Поправки к проекту федерального закона №1071537-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта»
Законопроектом предлагается дополнить понятийный аппарат Федерального закона от 4 декабря 2007 года №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №329-ФЗ) понятиями «профессиональная спортивная лига», «профессиональные спортивные соревнования», «профессиональный спортивный клуб», «профессиональный спортсмен», «спортивный агент», «спортивная санкция», а также уточнить понятия «профессиональный спорт» и «спортивная дисквалификация спортсмена».
Кроме того, определяется круг основных субъектов профессионального спорта, к которым отнесены общероссийские спортивные федерации, профессиональные спортивные клубы, профессиональные спортивные лиги, спортивные судьи, спортивные агенты, спортсмены и тренеры, участвующие в профессиональных спортивных соревнованиях.
Поправки к законопроекту подготовлены Минспортом России.
Поправками, в частности, из законопроекта исключаются положения об условиях расходования профессиональными спортивными клубами средств, полученных от государственных корпораций и компаний, в которых более двадцати пяти процентов голосующих акций акционерного общества или более двадцати пяти процентов уставного капитала другого хозяйственного общества находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования.
Часть 10 статьи 19 Федерального закона №329-ФЗ предлагается дополнить положением об обязательности заключения между общероссийской спортивной федерацией и профессиональной спортивной лигой договора о делегировании прав на проведение чемпионатов, первенств и кубков России.
В целях реализации обязанностей общероссийских спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг в сфере предотвращения допинга в спорте и борьбе с ним (статья 26 Федерального закона №329-ФЗ) поправками предлагается возложить на общероссийские спортивные федерации и профессиональные спортивные лиги обязанность по определению должностных лиц, ответственных за организацию работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним.
Поправками также предлагается исключить Минспорт России из состава учредителей общероссийской антидопинговой организации.
Предлагается также внести в Федеральный закон №329-ФЗ изменения, устанавливающие возможность терапевтического использования и назначения спортсменам запрещённых для использования в спорте субстанций или методов.
Предусматривается, что использование или попытка использования спортсменом или в отношении спортсмена, назначение или попытка назначения субстанции и (или) метода, запрещённых для использования в спорте, обладание ими не будут считаться нарушением антидопингового правила при наличии у спортсмена разрешения на терапевтическое использование такой субстанции и (или) метода либо при наличии необходимых условий для выдачи такого разрешения.
Эти изменения также взаимосвязаны с находящимися на рассмотрении в Госдуме проектами федеральных законов №1027793-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» и №1023705-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"». Этими законопроектами предлагается ввести ответственность тренера, специалиста по спортивной медицине или другого специалиста в области физической культуры и спорта за использование в отношении спортсмена субстанции и (или) метода, запрещённых для использования в спорте. Правительство России поддержало эти законопроекты об административной и уголовной ответственности и представило поправки к законопроекту о внесении изменений в Уголовный кодекс.
Согласно части 21 статьи 20 Федерального закона №329-ФЗ при входе в места проведения официальных спортивных соревнований, определённых решениями Правительства России, идентификация личности зрителей является обязательной.
В соответствии с поручением Президента России по итогам совместного заседания Совета по развитию физической культуры и спорта и организационного комитета «Россия-2018» 8 декабря 2015 года (№Пр-2679 от 23 декабря 2015 года, подпункт «б» пункта 1) Правительство должно определить порядок такой идентификации. Вместе с тем Федеральный закон №329-ФЗ (в действующей редакции) не содержит норм о наделении федеральных органов исполнительной власти соответствующими полномочиями.
Поправками предлагается дополнить Федеральный закон №329-ФЗ новым положением, согласно которому порядок идентификации личности зрителей официальных спортивных соревнований устанавливается Минспортом России по согласованию с МВД России.
В связи с выявленными в рамках мониторинга правоприменения пробелами в нормативном правовом регулировании вопроса присвоения, лишения и восстановления спортивных разрядов и званий, почётных спортивных званий, а также юношеских спортивных разрядов и квалификационных категорий судей поправками предусматривается внесение отдельных уточняющих изменений в статью 22 Федерального закона №329-ФЗ.
Принятие соответствующих положений поможет устранить правовую неопределённость, не позволяющую Минспорту России рассматривать обращения о необходимости восстановления спортивных разрядов и званий (например, в случае утраты спортсменом соответствующих документов), а также принимать решения о лишении спортивных разрядов и званий.
Кроме того, поправками уточняется, что отдельные положения, связанные с рассмотрением споров в спортивном арбитраже, применяются только к субъектам профессионального спорта и спорта высших достижений и соответствующим спортивным соревнованиям, а не ко всем субъектам физической культуры и спорта и спортивным соревнованиям.