Законопроектом предлагается установить уголовную ответственность за склонение спортсмена тренером, специалистом по спортивной медицине или другим специалистом в области физической культуры и спорта к использованию субстанций и (или) методов, запрещённых для использования в спорте, а также за использование в отношении спортсмена без его согласия таких субстанций и методов. Поправками к законопроекту предлагается скорректировать предусмотренные законопроектом санкции. В целях наиболее полного учёта всех обстоятельств совершения преступления, личности виновного, его имущественного положения и влияния назначенного наказания на его исправление предлагается снизить предусмотренные законопроектом размеры штрафов и сроки лишения свободы, а также добавить наказания в виде ограничения свободы и принудительных работ.
Проект
федерального закона №1027793-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» внесён в Государственную Думу
депутатами Государственной Думы И.И.Гильмутдиновым, Д.А.Свищевым, М.М.Бариевым
и другими. Принят Государственной Думой в первом чтении 15 июня 2016 года.
Документ
-
Поправки к проекту федерального закона №1027793-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»
Статьёй 6.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение тренером, специалистом по спортивной медицине или другим специалистом в области физической культуры и спорта установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении использования допинга в спорте и борьбе с ним, выразившееся в использовании в отношении спортсмена запрещённой субстанции и (или) запрещённого метода независимо от согласия спортсмена либо в содействии в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещённой субстанции и (или) запрещённого метода, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (статья 230 Уголовного кодекса).
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс статьёй 2301, устанавливающей ответственность за склонение спортсмена тренером, специалистом по спортивной медицине или другим специалистом в области физической культуры и спорта к использованию субстанций и (или) методов, запрещённых для использования в спорте, а также за использование в отношении спортсмена без его согласия тренером, специалистом по спортивной медицине или другим специалистом в области физической культуры и спорта субстанций и (или) методов, запрещённых для использования в спорте.
Правительство поддержало законопроект при условии его доработки с учётом замечаний.
Поправки к законопроекту подготовлены Минюстом России.
Наименование законопроекта не отражает его содержание и основной предмет правового регулирования в соответствии с требованиями юридико-технического оформления законопроектов. В связи с этим поправками предлагается изложить наименование законопроекта в другой редакции - «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности за нарушение антидопинговых правил)».
Также предлагается пересмотреть предусмотренные законопроектом санкции, поскольку их установление (в редакции законопроекта) в статье 2301 носит непоследовательный и в отдельных случаях необоснованно жёсткий характер.
В целях наиболее полного учёта всех обстоятельств совершения преступления, личности виновного, его имущественного положения и влияния назначенного наказания на его исправление предлагается снизить предусмотренные законопроектом размеры штрафов (с 1 млн до 500 тыс. рублей; с 500 тыс. до 300 тыс. рублей), сроки лишения свободы (с 10–15 лет до 3 лет; с 3 лет до 1 года). Наряду с этим в санкции предлагается добавить наказания в виде ограничения свободы и принудительных работ. При установлении наказания за деяние, повлекшее по неосторожности смерть спортсмена или другие тяжкие последствия, предлагается учитывать размеры санкций статьи 109 Уголовного кодекса «Причинение смерти по неосторожности».
Предлагается также разделить статью 2301 (в редакции законопроекта) на две статьи 2301 «Склонение спортсмена к использованию субстанций и (или) методов, запрещённых для использования в спорте» и 2302 «Использование в отношении спортсмена субстанций и (или) методов, запрещённых для использования в спорте», поскольку наименование статьи 2301 (в редакции законопроекта) не соответствует её содержанию и не охватывает деяния, за которые предлагается установить уголовную ответственность.
При этом статьёй 2301 предлагается установить ответственность за склонение спортсмена тренером, специалистом по спортивной медицине либо другим специалистом в области физической культуры и спорта к использованию субстанций и (или) методов, запрещённых для использования в спорте, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 230 «Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов».
Примечание к статье 2301 предлагается изложить в новой редакции, предусматривающей разъяснение термина «склонение спортсмена к использованию субстанций и (или) методов, запрещённых для использования в спорте» для целей данной статьи Уголовного кодекса.
Статьёй 2302 предлагается установить ответственность за использование в отношении спортсмена независимо от его согласия тренером, специалистом по спортивной медицине либо другим специалистом в области физической культуры и спорта субстанций и (или) методов, запрещённых для использования в спорте, за исключением случая, когда в соответствии с российским законодательством о физической культуре и спорте использование запрещённых субстанций и (или) методов не является нарушением антидопингового правила.
Введение такого исключения обусловлено тем, что наличие запрещённой субстанции или её метаболитов или маркеров, и (или) использование или попытка использования, обладание или назначение или попытка назначения запрещённой субстанции или запрещённого метода в соответствии с Общероссийскими антидопинговыми правилами, утверждёнными Минспорта России, не должны рассматриваться в качестве нарушения антидопинговых правил, если оно соответствует условиям разрешения на терапевтическое использование, выданного в соответствии с Международным стандартом по терапевтическому использованию.
Предусматривается, что перечень субстанций и (или) методов, запрещённых для использования в спорте, для целей статей 2301 и 2302 Уголовного кодекса будет утверждаться Правительством России.
Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частями первой и второй статьи 2301, а также частью первой статьи 2302, предлагается отнести к компетенции дознавателей органов внутренних дел, а о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 2301 и частью второй статьи 2302, – к компетенции следователей органов внутренних дел. В этой связи в Уголовно-процессуальный кодекс вносятся соответствующие изменения.
Принятие законопроекта с учётом предлагаемых поправок позволит повысить уровень антидопинговой дисциплины тренеров, специалистов по спортивной медицине и других специалистов в области физической культуры и спорта и сократить случаи применения запрещённых субстанций и (или) методов спортсменами, снизив возможный риск для здоровья спортсменов.