Поправки к законопроекту направлены на совершенствование регулирования в этой сфере за счет наделения субъектов Федерации соответствующими полномочиями и введения системы экономических стимулов для развития индустрии переработки отходов.
Проект федерального закона №584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами» внесен Правительством Российской Федерации. Принят Государственной Думой в первом чтении 7 октября 2011 года.
Документ
-
Поправки к проекту федерального закона №584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами» направлен на создание экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов.
Поправки к законопроекту направлены на совершенствование регулирования в этой сфере за счет наделения субъектов Федерации соответствующими полномочиями и введения системы экономических стимулов для развития индустрии переработки отходов.
Поправками предусматривается переход на программный метод реализации функций по организации сбора, сортировки, переработки и размещения отходов. Устанавливаются требования к разработке региональных схем по обращению с отходами. В дальнейшем эти программы и схемы лягут в основу документов стратегического планирования в сфере обращения с отходами производства и потребления федерального уровня.
Основной инструмент экономического стимулирования переработки отходов производителями продукции, предлагаемый поправками, – специальный утилизационный сбор. Предусмотрена альтернативность выбора производителем и импортером способа исполнения обязанности по утилизации товаров, потерявших потребительские свойства. Эти обязанности могут выполняться как самостоятельно предприятиями, так и специализированными операторами. При этом средства федерального бюджета на организацию переработки отходов могут расходоваться только в рамках софинансирования региональных программ или же при создании межрегиональных объектов по утилизации. Функции по организации всего комплекса работ по управлению отходами производства и потребления возьмут на себя единые региональные операторы, выбираемые субъектами Федерации в рамках конкурсных процедур.
Также предусматривается существенное ужесточение требований к использованию отдельных категорий отходов. В частности, вводится запрет на захоронение отходов, не утративших потребительские свойства, на закладку горных выработок и карьеров посредством отходов и др.
Предусмотренные поправками нормы позволяют гармонизировать российское законодательство об отходах с требованиями Организации экономического сотрудничества и развития, а также устанавливают право собственности на отходы.
Кроме этого, предусмотрено полное восстановление системы лицензирования деятельности по транспортировке отходов, что должно решить проблему нелегальных свалок.
Устанавливаются приоритеты государственной политики в сфере управления отходами. Предусматривается использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами, максимальное использование исходного сырья и материалов, предотвращение образования отходов, установление нормативов утилизации, порядка отчетности о выполнении нормативов, а также декларирования производителями и импортерами товаров объемов упаковочной продукции и др.
Поправки к законопроекту позволят решить накопленные за многие годы проблемы отрасли, создать полноценную индустрию по переработке отходов.
По данным государственного статистического наблюдения, в Российской Федерации образование отходов производства и потребления достигло в 2013 году 5 млрд. тонн. Более 90 % отходов образуется предприятиями добывающего сектора экономики. Около 400 млн. тонн отходов образуется в других секторах экономики, включая промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и сферу обслуживания. Примерно 35 % от этой величины обезвреживается и перерабатывается, 65 % направляется на долговременное хранение, в основном, на собственные объекты размещения отходов. Значительная часть коммунальных отходов направляется на захоронение без предварительной сортировки на площадки, которые в своем большинстве не могут квалифицироваться в соответствии с действующим законодательством как объекты размещения отходов. Поэтому вопросы совершенствования обращения с отходами производства и потребления, создания современной системы их учета и классификации являются остро актуальными.