Проект федерального закона «О добровольчестве (волонтёрстве)» внесён членами Совета Федерации А.А.Борисовым, Ю.Л.Воробьёвым, В.В.Рязанским, депутатами Государственной Думы В.В.Ивановым, М.А.Кожевниковой, В.М.Кононовым.
Правительством Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона (далее – законопроект).
Законопроект направлен на создание правовых основ для занятия добровольческой (волонтёрской) деятельностью, а также определяет меры по её поддержке. Принятие федерального закона, регулирующего правовые основы добровольческой (волонтёрской) деятельности, в целом заслуживает внимания и поддержки.
Вместе с тем законопроект имеет предметом узкий аспект регулирования добровольческой (волонтёрской) деятельности, сводя её фактически лишь к добровольческому труду. Им не предусматривается регулирование деятельности, направленной на поддержку общественных объединений и ассоциаций, корпоративное добровольчество. Законопроектом определяется, что добровольческая (волонтёрская) деятельность может регулироваться и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 1). Таким образом, законопроект не устанавливает всестороннего, полного и исчерпывающего регулирования отношений в области добровольчества, а отдельные нормы проекта носят декларативный характер.
Понятие «доброволец», используемое в законопроекте, не соотносится с определением понятия «доброволец», установленным Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Абзацем восьмым статьи 2 законопроекта вводится новое понятие «группа добровольцев (волонтёров)». При этом в законопроекте отсутствуют положения, регламентирующие добровольческую (волонтёрскую) деятельность в составе группы (отсутствует её правовой статус, не определяется, в каких правовых отношениях состоят добровольческая организация и группа добровольцев, группа добровольцев и доброволец).
Законопроект содержит также ряд необеспеченных механизмом реализации положений. В частности, законопроект предусматривает освобождение организаторов добровольческой (волонтёрской) деятельности и членов добровольческих (волонтёрских) организаций от оплаты за пользование государственным или муниципальным имуществом (пункт 3 статьи 11). При этом в законопроекте не раскрывается механизм оказания такой поддержки.
Законопроектом предлагается привлекать к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций только добровольцев (волонтёров) старше 18 лет, имеющих специальную подготовку (пункт 2 статьи 6). Данные требования противоречат положениям абзаца девятого пункта 6 статьи 14 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», согласно которому к проведению аварийно-спасательных работ на добровольной основе могут привлекаться граждане независимо от наличия или отсутствия у них специальной подготовки.
Статьей 14 законопроекта предусматривается наделение органов местного самоуправления рядом полномочий, связанных с организацией добровольческой деятельности. Вместе с тем следует более конкретно определить в этой части полномочия органов местного самоуправления городских и сельских поселений, учитывая, что для них это стало бы дополнительным инструментом при решении вопросов местного значения, установленных статьёй 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Правительство Российской Федерации предлагает доработать законопроект с учётом высказанных замечаний до первого чтения.