Законопроект направлен на пресечение злоупотреблений собственниками, нанимателями, наймодателями жилых помещений своими правами путём совершения действий по вселению в квартиры, комнаты в коммунальной квартире, жилые дома неограниченного количества граждан, в результате которых жилое помещение из объекта жилищных прав превращается в объект предпринимательской деятельности, на ограничение возможного проживания в одном жилом помещении значительного количества граждан, что влечёт за собой нарушение прав и законных интересов других лиц, а также недопустимость фиктивной регистрации граждан по месту пребывания и жительства.
Законопроект внесен депутатами Государственной Думы И.В.Лебедевым, Я.Е.Ниловым и С.В.Ивановым.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс и Гражданский кодекс соответственно).
Согласно пояснительной записке, законопроект направлен на пресечение злоупотреблений собственниками, нанимателями, наймодателями жилых помещений своими правами путём совершения действий по вселению в квартиры, комнаты в коммунальной квартире, жилые дома неограниченного количества граждан, в результате которых жилое помещение из объекта жилищных прав превращается в объект предпринимательской деятельности, на ограничение возможного проживания в одном жилом помещении значительного количества граждан, что влечёт за собой нарушение прав и законных интересов других лиц, а также недопустимость фиктивной регистрации граждан по месту пребывания и жительства.
Подпунктом «а» пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменение в статью 30 Жилищного кодекса, согласно которому собственникам жилых помещений разрешается заключать договоры найма или безвозмездного пользования, а также аренды только при условии, если после этого общая площадь соответствующего жилого помещения на каждого проживающего не составит для отдельной квартиры менее учётной нормы, а для коммунальной квартиры – менее нормы предоставления.
Исключение в законопроекте сделано только для родственников собственника и нанимателя.
Соответствующие изменения, связанные с порядком вселения временных жильцов нанимателем жилого помещения, вносятся также в статью 80 Жилищного кодекса и статью 680 Гражданского кодекса.
Положения законопроекта корреспондируются с частью 2 статьи 1, статьей 17, пунктом 1 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса и статьями 209, 679 Гражданского кодекса.
Вместе с тем по законопроекту имеются следующие замечания.
В законопроекте применяются термины: «родственники собственника жилого помещения», «родственники нанимателя жилого помещения». Между тем в жилищном законодательстве и в Гражданском кодексе (в части регулирования вопросов найма жилья (глава 35)) употребляется термин «члены семьи» либо указывается определённая степень родства – супруги, родители, дети и т.п. В целях недопущения возникновения правовых коллизий положения законопроекта требуют уточнения в части, касающейся раскрытия содержания термина «родственники».
К тому же в статье 3 законопроекта необходимо уточнить срок вступления в силу положений законопроекта.
Учитывая изложенное, Правительством Российской Федерации законопроект поддерживается с учётом его последующей доработки ко второму чтению.