Проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесён депутатом Государственной Думы Е.Л.Николаевой.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается определить механизм ограничения прироста платы граждан за коммунальные услуги путём утверждения на уровне Правительства Российской Федерации предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа исполнительной власти на долгосрочный период, начиная с 2014 года, а также наделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги как в среднем, так и в максимальном (при наиболее невыгодном с точки зрения роста наборе коммунальных услуг) размере по муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации.
С учётом перехода с 1 января 2016 г. на долгосрочное тарифное регулирование и отмены отраслевых ограничений роста тарифов необходимо законодательно закрепить механизмы, обеспечивающие долгосрочное регулирование доступности платы за коммунальные услуги для граждан.
Вместе с тем к законопроекту имеются следующие замечания.
Законопроектом предлагается внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, урегулировав порядок формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Следует отметить, что предлагаемые законопроектом изменения к вопросам, регулируемым жилищным законодательством, определённым статьёй 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, не отнесены. В связи с этим законопроект необходимо дополнить соответствующими поправками в статью 4 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено, что в случае отсутствия утверждённых предельных индексов для соответствующего муниципального образования применению на его территории подлежит предельный индекс, установленный Правительством Российской Федерации в среднем по соответствующему субъекту Российской Федерации, увеличенный в полтора раза. Редакцию данной нормы следует уточнить исходя из того, что обязанность по установлению предельных индексов для соответствующего муниципального образования законопроектом закрепляется за уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Также законопроектом вводится новое полномочие органов государственной власти субъекта Российской Федерации, предусматривающее осуществление мониторинга и государственного контроля в области применения установленных предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Вместе с тем законопроектом не определены особенности процедуры контроля за применением данных предельных индексов.
Правительство считает возможным поддержать законопроект при условии его доработки ко второму чтению с учётом указанных замечаний.