Законопроектом предлагается внести в главу 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации изменения, предусматривающие определение с 1 января 2014 года налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости (в случае, если она определена).
Проект федерального закона «О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесен депутатом Государственной Думы Е.А.Федоровым.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Статьей 1 законопроекта предлагается внести в главу 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации изменения, предусматривающие определение с 1 января 2014 года налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости (в случае, если она определена).
Законопроектом не учтено, что согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся также водные и воздушные суда, которые не подлежат оценке по кадастровой стоимости.
В отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций предлагается сохранить порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости.
Из представленной редакции законопроекта не представляется возможным определить, кто уполномочен выбирать метод исчисления налоговой базы при отсутствии установленной инвентаризационной стоимости указанных объектов, а также не определены критерии выбора.
Кроме того, не учтено, что органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, а также подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения в соответствии с частью 23 статьи 43 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществляли государственный учет объектов капитального строительства только в переходный период – до 1 января 2013 года.
Не ясны основания для определения с 2020 года в качестве объекта обложения налогом на имущество организаций амортизируемого движимого имущества, поставленного на баланс до 2013 года, а также для определения налоговой базы по данным бухгалтерского учета в отношении объектов недвижимого имущества, относящихся к железнодорожным путям общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи.
Действующие ставки налога на имущество не могут превышать 2,2 процента. При этом величина налоговой базы, в зависимости от того, что применяется - кадастровая, инвентаризационная, рыночная или остаточная стоимость, - будет отличаться многократно. В связи с чем для значительного количества организаций размер налога также увеличится многократно.
Вместе с тем каких-либо корректирующих коэффициентов, учитывающих соответствующую особенность налоговой базы, законопроектом не устанавливается.
Правительство Российской Федерации поддерживает представленный законопроект с учетом высказанных замечаний.