Учитывая специфику деятельности в сфере культуры, законопроектом, в частности, предлагается исключить обязанность заказчика обосновывать в документально оформленном отчёте невозможность или нецелесообразность использования других способов определения поставщика, подрядчика, исполнителя, а также цену контракта и другие его существенные условия, и обязанности привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика. Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки до рассмотрения Государственной Думой ко второму чтению.
Проект федерального закона №614282-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"» внесён в Госдуму депутатами Государственной Думы Е.А.Ямпольской, А.М.Шолоховым, Е.Г.Драпеко и другими.
Законопроект направлен на совершенствование положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон) в области культуры.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.
Правительство полагает, что большая часть предлагаемых изменений заслуживает поддержки, среди которых можно отметить следующие:
- распространение положений части 2 статьи 15 Федерального закона на расходование бюджетными учреждениями средств, поступивших в качестве пожертвований и прочих благотворительных взносов;
- исключение обязанности заказчика, учитывая специфику деятельности в сфере культуры, обосновывать в документально оформленном отчёте невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта, и обязанности привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Вместе с тем у Правительства Российской Федерации к законопроекту имеются замечания.
Изменение статьи 14 Федерального закона не учитывает, что в соответствии с частью 3 данной статьи в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения соответствующих запретов и ограничений. Таким образом, предлагаемые положения являются предметом правового регулирования соответствующих актов Правительства Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить статью 16 Федерального закона частью 3, в соответствии с которой особенности планирования закупок государственными или муниципальными бюджетными учреждениями культуры товаров, работ и услуг, предназначенных для обеспечения основных видов деятельности государственных и муниципальных бюджетных учреждений культуры, устанавливаются Правительством Российской Федерации. С учётом положений части 5 статьи 17 Федерального закона проектируемая норма нуждается в дополнительном обосновании.
В настоящее время в соответствии с Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 года №117-р, Правительством Российской Федерации проводится работа по совершенствованию положений Федерального закона, в том числе в части планирования закупок. В связи с тем, что предметом правового регулирования планирования закупок является в том числе вопрос финансово-бюджетного контроля за расходованием средств, Правительство Российской Федерации считает целесообразным рассмотреть данный вопрос в рамках проводимой работы.
Предлагаемые законопроектом положения, направленные на установление обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту обеспечить исполнение контракта лично (без привлечения субподрядчиков и соисполнителей), Правительство поддерживает, однако они требуют доработки в части исключения применения данных положений всеми участниками закупок.
Дополнительного обоснования требует предложение о проведении конкурса с ограниченным участием при выполнении работ, оказании услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к хранилищам (депозитариям) библиотек.
Предусмотренные законопроектом изменения в статью 93 Федерального закона расширяют объём и случаи закупок, осуществляемых учреждениями культуры у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем требуется приведение их в соответствие с нормами Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
При этом Правительство Российской Федерации считает целесообразным уточнить содержащиеся в законопроекте значения при внесении изменений в пункт 5 части 1 статьи 93 Федерального закона, а именно ограничить сумму закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) до 600 тыс. рублей, а также установить совокупный годовой объём таких закупок в размере не более 30 млн рублей.
Положения подпункта «а» пункта 8 статьи 1 законопроекта необходимо исключить, так как аналогичное положение содержится в пункте 1 части 4 статьи 94 Федерального закона.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки до рассмотрения Государственной Думой ко второму чтению.