Цель законопроекта – выравнивание условий работы железнодорожного перевозчика по сравнению с условиями, действующими для перевозчиков на других видах транспорта, в части ответственности за нарушение сроков доставки грузов и порожних вагонов, гармонизация ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов. Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект.
Проект федерального закона №230341-7 «О внесении изменения в статью 97 Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации”» внесён депутатами Государственной Думы В.И.Афонским, И.Н.Игошиным, В.М.Кононовым и другими.
Законопроектом предлагается снизить ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров (далее – просрочка доставки грузов), сократив размер уплаты пеней за каждые сутки просрочки с 9 до 6% платы за их перевозку, а также ограничить максимальный размер такой ответственности 50% платы за перевозку.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.
Из пояснительной записки следует, что целью законопроекта является выравнивание условий функционирования железнодорожного перевозчика по сравнению с условиями, действующими для перевозчиков на других видах транспорта, в части ответственности за нарушение сроков доставки грузов и порожних вагонов, а также гармонизация ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов.
Размер ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов во внутреннем сообщении превышает размер ответственности за просрочку доставки грузов, установленный международными соглашениями (Соглашение о международном грузовом сообщении, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о прямом международном железнодорожном сообщении): 6% платы за их перевозку за каждые сутки просрочки, но не более 30% платы за перевозку.
Размер ответственности железнодорожного перевозчика за просрочку доставки грузов согласно законодательству отдельных государств – участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) также составляет 5–6% платы за перевозку за каждые сутки просрочки (Республика Казахстан – 5%, Республика Беларусь – 6%) и ограничен максимальным пределом в 50% провозной платы (Республика Казахстан – 50%, Республика Беларусь – 30%).
В настоящее время на ОАО «РЖД» как перевозчика – владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта государством возложена обязанность не только по дальнейшему увеличению скорости доставки грузов, но и по росту грузопотока и развитию высокоскоростного пассажирского сообщения на основе существующей инфраструктуры. В этих условиях решение о выравнивании размера ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов по отношению к нормам, установленным международными соглашениями и законодательством государств – членов ЕАЭС, Правительство Российской Федерации считает своевременным и обоснованным.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект.