Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», направленные на обеспечение перехода субъектов Федерации с 1 января 2019 года на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Законопроектом предусматривается возможность для субъектов Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя до 1 января 2022 года не применять положения настоящего Федерального закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении ТКО. Правительство России поддерживает законопроект при условии его доработки с учётом замечаний.
Проект
федерального закона №581681-7 «О внесении изменения в статью 29.1 Федерального
закона “Об отходах производства и потребления”» внесён депутатами
Государственной Думы В.И.Ресиным, Д.А.Беликом, И.В.Белых и другими. Принят
Государственной Думой в первом чтении 20 ноября 2018 года,
подготовлен к рассмотрению во втором чтении.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», направленные на обеспечение перехода субъектов Федерации с 1 января 2019 года на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее – ТКО).
Правительство Российской Федерации поддерживает эти предложения.
Законопроектом предусматривается возможность для субъектов Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя до 1 января 2022 года не применять положения настоящего Федерального закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении ТКО. При этом этапы и сроки перехода этих регионов на новую систему обращения с ТКО устанавливаются планом мероприятий, утверждаемым исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Плата за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в течение такого переходного периода будет взиматься в составе платы за содержание жилого помещения.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона в редакции, подготовленной ко второму чтению.
Вместе с тем Правительство Российской Федерации отмечает, что, поскольку с 1 января 2019 года деятельность по обращению с ТКО вправе осуществлять только региональные операторы, необходимо предусмотреть переходные положения для субъектов Российской Федерации, по различным причинам не успевших перейти на новую систему обращения с ТКО, в целях недопущения приостановки на их территории деятельности по обращению с отходами. Так, для субъектов Российской Федерации, не выбравших регионального оператора до 1 января 2019 года, или в случае, если деятельность выбранного регионального оператора по какой-либо причине окажется прекращена, необходимо предусмотреть возможность определения регионального оператора путём заключения соответствующего соглашения без проведения конкурсного отбора. При этом соглашение может быть заключено с региональным оператором, осуществляющим деятельность на территории этого региона или соседних регионов, а в случае их отказа – с государственным унитарным предприятием или муниципальным унитарным предприятием, имеющим лицензию на деятельность по обращению с отходами, на период до присвоения статуса регионального оператора в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не более чем на один год. В случае если субъект Российской Федерации не реализует указанное право, то до 1 января 2020 года он может не применять положения настоящего Федерального закона на территории зоны деятельности, на которой отсутствует региональный оператор. В таком случае этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами региональными операторами должны устанавливаться планом мероприятий, утверждаемым исполнительным органом государственной власти этого субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, а плата за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами должна взиматься в составе платы за содержание жилого помещения.
Кроме того, в целях снижения транспортной составляющей в структуре стоимости услуги регионального оператора по обращению с отходами Правительство Российской Федерации считает целесообразным по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации установить возможность временного использования объектов размещения ТКО, введённых в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Ввод данных объектов в эксплуатацию возможен без выдачи лицензии и должен осуществляться при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности их использования для размещения ТКО. Порядок ведения перечня таких объектов и порядок выдачи заключения должны устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения подобных объектов размещения ТКО должны подлежать включению в территориальную схему обращения с отходами.
Рассматриваемые объекты размещения ТКО подлежат исключению из перечня и территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года, а также должны быть обустроены и впоследствии рекультивированы в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Законопроект поддерживается с учётом данных предложений.