Законопроектом предлагается закрепить в Гражданском кодексе базовые положения, на основе которых должны регулироваться существующие в интернете новые объекты имущественных экономических отношений. Кроме того, предусматривается создание условий для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений. Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению в соответствии с замечаниями.
Проект федерального закона №424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации» внесён депутатами Государственной Думы В.В.Володиным, П.В.Крашенинниковым, А.Г.Аксаковым и другими. Принят Государственной Думой в первом чтении 22 мая 2018 года.
Законопроектом предлагается закрепить в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – Кодекс) базовые положения, на основе которых должно осуществляться регулирование существующих в информационно-телекоммуникационной сети Интернет новых объектов имущественных экономических отношений. Кроме того, законопроектом предусматривается создание условий для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Статьёй 128 Кодекса в редакции законопроекта, а также статьёй 1411 Кодекса в редакции законопроекта вводится регулирование нового института цифровых прав, которыми признаются цифровой код или обозначение как совокупность электронных данных, а также предусматривается отнесение цифровых прав совместно с безналичными денежными средствами и бездокументарными ценными бумагами к имущественным правам.
Вместе с тем действующая редакция статьи 128 Кодекса относит безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги к другому имуществу. Обоснование предлагаемого изменения их гражданско-правовой квалификации и отнесения к числу имущественных прав в пояснительной записке к законопроекту отсутствует.
Учитывая недостаточную правовую определённость в части обращения, наследования и налогообложения имущественных прав, а также сложившуюся правоприменительную и судебную практику, однозначно относящую бездокументарные ценные бумаги и безналичные деньги к имуществу, Правительство Российской Федерации считает, что предлагаемые законопроектом изменения могут привести к значительным затруднениям в дальнейшей правоприменительной и судебной практике.
Исходя из определения понятия цифровых прав представляется, что такие права фактически являются способом оформления традиционных имущественных прав разной природы (вещные права, обязательственные права, корпоративные права, исключительные права), а также их фиксации и перехода от одного владельца к другому. Однако такие права могут существовать в электронной форме, не создавая при этом новый вид объектов гражданских прав.
Законопроектом предлагается установить, что цифровые права могут существовать только в децентрализованных информационных системах. Правительство Российской Федерации считает нецелесообразным вводить законодательные ограничения для существования цифровых прав исключительно в децентрализованных информационных системах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1411 Кодекса в редакции законопроекта переход цифровых прав на объекты гражданских прав осуществляется исключительно посредством внесения в информационную систему сведений о передаче цифрового права приобретателю. Вместе с тем такой принцип перехода прав не в момент наступления юридического факта, а в момент внесения записи об этом в соответствующий реестр требует установления объективно необходимых исключений, например, в части перехода прав к наследнику со дня открытия наследства. Одновременно требуют решения такие проблемы, как окончательная утрата доступа к цифровым правам или необходимость обращения взыскания на право в электронной форме, равно как необходимость его принудительного перевода на другое лицо.
Пункт 3 статьи 1411 Кодекса в редакции законопроекта Правительство Российской Федерации считает целесообразным исключить, поскольку любые объекты гражданских прав подчиняются правилам оборотоспособности, равно как особенности правового режима соответствующих объектов устанавливаются Кодексом и другими законами.
Также Правительство Российской Федерации полагает, что необходимо исключить нормы законопроекта о внесении изменений в статьи 160 и 432 Кодекса в части соблюдения письменной формы сделки, поскольку заключение договоров в электронной форме уже допускается пунктом 2 статьи 434 Кодекса.
Законопроектом предлагается осуществлять регулирование в части признания в рамках гражданских правоотношений допустимости исполнения прав и обязанностей по сделкам в автоматическом режиме. Оспаривание состоявшегося исполнения таких обязательств допускается исключительно в случаях, когда доказано вмешательство сторон сделки или третьих лиц в процесс исполнения.
Правительство Российской Федерации отмечает, что ограничение возможности оспаривания состоявшегося исполнения обязательств только в указанных случаях вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации, а также с принципами гражданского права, поскольку будет означать ограничение возможности судебной защиты нарушенных прав и законных интересов сторон. При этом факт неисполнения обязательства может возникнуть не только по причине действий сторон сделки или третьих лиц, но также событий, не зависящих от чьих-либо действий.
Аналогичное замечание в части ограничения возможности судебной защиты также относится к пункту 5 статьи 1411 Кодекса в редакции законопроекта.
Статьёй 1412 Кодекса в редакции законопроекта вводится понятие «цифровые деньги», определяющее гражданско-правовую природу криптовалюты как не удостоверяющую право на какой-либо объект гражданских прав.
Правительство Российской Федерации полагает, что криптовалюта может быть квалифицирована как объект гражданских прав, так как она способна к обособлению и имеет имущественную ценность, признаваемую оборотом. Кроме того, криптовалюта может являться предметом обязательств, а также объектом защиты со стороны норм деликтного права.
В связи с этим криптовалюту целесообразно относить к «иному имуществу» по смыслу статьи 128 Кодекса.
Одновременно указанной статьёй Кодекса в редакции законопроекта предлагается определить категорию цифровых денег, которые предполагается использовать в гражданском обороте в определённых случаях в качестве платёжного средства.
Вместе с тем вопрос определения того или иного объекта в качестве денег не может быть решён в рамках гражданского законодательства, поскольку не относится к сфере регулирования гражданских правоотношений.
Правительство Российской Федерации отмечает, что отнесение цифровых денег к законным платёжным средствам не соответствует статье 75 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой денежной единицей в Российской Федерации является рубль, а введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается.
Статьёй 783 Кодекса в редакции законопроекта предусматривается введение в гражданское законодательство договора об оказании услуг по предоставлению информации, регулирование которого, как следует из пояснительной записки к законопроекту, направлено на решение вопроса о легализации сбора и обработки значительных массивов обезличенной информации (big data).
Предлагаемое регулирование не раскрывает предмет договора об оказании услуг по предоставлению информации и его специфику.
Кроме того, Правительство Российской Федерации считает, что необходимо соотнести положения законопроекта с положениями законопроекта №419059-7 «О цифровых финансовых активах», внесённого депутатами Государственной Думы А.Г.Аксаковым, И.Б.Дивинским, О.А.Николаевым и членом Совета Федерации Н.А.Журавлевым, и с положениями законопроекта №419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», внесённого депутатами Государственной Думы А.Г.Аксаковым, И.Б.Дивинским, О.А.Николаевым и членом Совета Федерации Н.А.Журавлевым.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению в соответствии с указанными замечаниями.