Законопроектом предусматривается определение статуса цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и их понятий исходя из обязательности рубля в качестве единственного законного платёжного средства в России, а также регулирование публичного привлечения денежных средств и криптовалют путём размещения токенов по аналогии с регулированием первичного размещения ценных бумаг.
Проект федерального закона №419059-7 «О цифровых финансовых активах» внесён депутатами Государственной Думы А.Г.Аксаковым, И.Б.Дивинским, О.А.Николаевым и членом Совета Федерации Н.А.Журавлевым.
Законопроект направлен на определение статуса цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и их понятий исходя из обязательности рубля в качестве единственного законного платёжного средства в Российской Федерации, а также регулирование публичного привлечения денежных средств и криптовалют путём размещения токенов по аналогии с регулированием первичного размещения ценных бумаг.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Статьёй 1 законопроекта предусмотрено, что им
регулируются отношения, возникающие при осуществлении и исполнении обязательств
по смарт-контрактам, однако в законопроекте это не отражено. В связи с этим
Правительство считает необходимым предусмотреть соответствующие положения в
законопроекте.
В статье 2 законопроекта даётся определение цифровых финансовых активов, одним из которых является криптовалюта. При этом законопроект не содержит регулирования правоотношений, возникающих в связи с оборотом криптовалюты, что может повлечь трудности правоприменительной практики.
В соответствии с указанной статьей законопроекта майнингом признаётся деятельность, направленная на создание криптовалюты и (или) валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты. При этом майнинг признаётся предпринимательской деятельностью в случае, если лицо, которое его осуществляет, в течение трёх месяцев подряд превышает лимиты энергопотребления, установленные Правительством Российской Федерации.
Правительство считает, что деятельность, направленная на создание криптовалюты, может не быть напрямую связана с формированием реестра транзакций, а заключаться в предоставлении энергетических, технических мощностей, в том числе площадей, на которых размещается необходимое для майнинга оборудование, в связи с чем такая деятельность не может быть отнесена к майнингу. С учётом изложенного Правительство полагает необходимым уточнить определение предлагаемого понятия «майнинг».
Правительство считает целесообразным расширить перечень критериев, на основании которых субъект может быть признан лицом, осуществляющим майнинг, поскольку показатель энергопотребления не даёт однозначного основания для такого вывода.
Учитывая, что законодательством Российской Федерации не регламентированы вопросы налогообложения цифровых финансовых активов и сделок, совершаемых с ними, Правительство считает необходимым внести соответствующе изменения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
С учётом того, что согласно абзацу второму статьи 2 законопроекта цифровой финансовый актив – это имущество в электронной форме, Правительство считает необходимым регламентировать вопросы бухгалтерского учёта в данной части.
В статье 2 законопроекта закрепляются понятия токена и криптовалюты, однако из предложенных определений этих понятий не представляется возможным определить их соотношение между собой. Из положений законопроекта нельзя установить, каким образом регулируется их первичная эмиссия.
Положения законопроекта, а также пояснительная записка к нему не содержат обоснования введения ряда ограничений, налагаемых на резидентов Российской Федерации. Так, с учётом положений статьи 3 законопроекта резиденты Российской Федерации не могут инвестировать в цифровые финансовые активы в иностранных юрисдикциях. При этом подобное ограничение представляется неоправданным.
Одновременно с этим Правительство отмечает, что согласно положениям статьи 4 законопроекта цифровой кошелёк открывается оператором обмена цифровых финансовых активов только после прохождения процедур идентификации его владельца в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».
Таким образом, вводится ограничение для участия иностранных инвесторов, а также значительно затрудняется возможность участия российских инвесторов и эмитентов в обороте токенов. Учитывая данное обстоятельство, Правительство предлагает предусмотреть в законопроекте возможность проведения оператором обмена цифровыми финансовыми активами упрощённой идентификации дистанционным способом.
Правительство считает целесообразным дополнительно урегулировать вопрос, связанный с правом иностранных инвесторов перечислять криптовалюты на кошелёк эмитента в обмен на токены российского эмитента. Подобная мера позволит повысить инвестиционную привлекательность российских проектов.
В статье 2 законопроекта указывается, что цифровой финансовый актив – это имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств.
Предложенное законопроектом определение не позволяет выделить его из числа других объектов, создаваемых с использованием средств криптографической защиты информации, таких как сертификаты усиленной квалифицированной электронной подписи, сессионные ключи, вырабатываемые в процессе установления соединений при реализации протоколов обмена информацией в информационно-телекоммуникационных сетях.
Правительство указывает на целесообразность дать в законопроекте оценку статусу цифрового финансового актива как имущества в электронной форме с учётом принятого в гражданском праве Российской Федерации подхода, относящего аналогичные объекты права к категории имущественных прав.
В абзаце четырнадцатом статьи 2 законопроекта слово «обязательств» необходимо заменить словом «обязанностей», поскольку договором является соглашение лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (пункт 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правительство указывает, что представляется необходимым предусмотреть обязательный контроль за операциями по обмену криптовалюты на валюту Российской Федерации или иностранную валюту в сумме, равной или превышающей 600 тыс. рублей или эквивалент в иностранной валюте.
Вместе с тем отсутствие механизма установления собственников цифровых финансовых активов и лиц, ответственных за функционирование систем цифровых финансовых активов, не позволит противодействовать криминализации данной сферы и использованию названных активов в противоправных целях, а также обеспечить защиту соответствующих прав собственности.
Также Правительство отмечает, что предлагаемые законопроектом определения используемых в нём понятий необходимо скорректировать с технической точки зрения.
Кроме того, необходимо соотнести положения законопроекта, регулирующие особенности выпуска токенов, с положениями законопроекта №424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации», внесённого депутатами Государственной Думы В.В.Володиным, П.В.Крашенинниковым, Д.В.Сазоновым и другими, и с положениями законопроекта №419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», внесённого депутатами Государственной Думы А.Г.Аксаковым, И.Б.Дивинским, О.А.Николаевым и членом Совета Федерации Н.А.Журавлевым, а также дополнительно проработать положения законопроекта с учётом нецелесообразности излишнего регулирования гражданско-правовых отношений.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению в соответствии с указанными замечаниями.