Законопроектом предлагается внести в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» изменения, позволяющие мужчине и женщине, как состоящим, так и не состоящим в браке, а также одинокой женщине, давшим согласие на применение вспомогательных репродуктивных технологий, быть записанными родителями (родителем) ребёнка в книге записей рождений, а также изменения, предусматривающие ограничение оспаривания отцовства или материнства при применении таких технологий.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации рождения ребёнка в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий» вносится в Государственную Думу членами Совета Федерации В.В.Рязанским, Е.В.Бибиковой, А.Г.Варфоломеевым и другими.
Законопроектом предлагается внести в Семейный кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс) и Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» изменения, позволяющие мужчине и женщине, как состоящим, так и не состоящим в браке, а также одинокой женщине, давшим согласие на применение вспомогательных репродуктивных технологий (далее – ВРТ), быть записанными родителями (родителем) ребёнка в книге записей рождений, а также изменения, предусматривающие ограничение оспаривания отцовства (материнства) при применении ВРТ.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Кодекса родителями в книге записей рождений записываются лица, состоящие в браке и давшие согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребёнка в результате применения этих методов, а также лица, состоящие в браке между собой и давшие согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, – только с согласия женщины, родившей ребёнка (суррогатной матери).
Законопроектом предусмотрено распространение указанных положений на лиц, не состоящих в браке, и на одинокую женщину. Вместе с тем пунктом 2 статьи 51 Кодекса предусмотрено, что в случае, если родители не состоят в браке между собой, необходимо установить отцовство ребёнка в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Кодекса.
В законопроекте в отношении лиц, которые могут быть записаны родителями ребёнка, рождённого в результате применения ВРТ, одновременно применяются термины «лица, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке» и «лица, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке между собой», не являющиеся тождественными. При этом Кодексом предусмотрены различные процедуры установления отцовства ребёнка в зависимости от того, состоят ли между собой в браке соответствующие мужчина и женщина.
Так, в случае, если ребёнок родился от лиц, состоящих в браке между собой, отцом ребёнка признаётся супруг матери (пункт 2 статьи 48 и пункт 1 статьи 51 Кодекса). Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребёнка, устанавливается путём подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребёнка, по заявлению отца ребёнка или решению суда (пункт 3 статьи 48 и пункт 2 статьи 51 Кодекса).
Таким образом, предусмотренная законопроектом редакция может привести к возникновению неопределённости в правоприменительной практике.
Правительство Российской федерации считает целесообразным доработать законопроект с учётом указанных замечаний до его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.