Вносимыми в законодательство изменениями предусматривается информирование застрахованных лиц о возможных финансовых потерях при досрочной смене страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а также порядок прекращения по инициативе застрахованного лица договора об обязательном пенсионном страховании до его вступления в силу. Кроме того, предусматривается создание административной платформы Банка России, посредством которой будут информироваться негосударственные пенсионные фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации и Банка России о вновь заключённых договорах и о прекращении ранее заключённых договоров.
Проекты федеральных законов №1060080-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права граждан на получение информации о последствиях прекращения договоров об обязательном пенсионном страховании» и №310511-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены в Государственную Думу членом Совета Федерации Н.А.Журавлевым.
Законопроектом №1060080-6 предлагается внести в федеральные законы «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», «О негосударственных пенсионных фондах» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» изменения, предусматривающие информирование застрахованных лиц о возможных финансовых потерях при досрочной смене страховщика по обязательному пенсионному страхованию (далее – страховщик), а также порядок прекращения по инициативе застрахованного лица договора об обязательном пенсионном страховании (далее – договор) до его вступления в силу. Кроме того, законопроектом предусматривается создание административной платформы Банка России, посредством которой будет осуществляться информирование негосударственных пенсионных фондов (далее – фонд), Пенсионного фонда Российской Федерации и Банка России о вновь заключённых договорах и о прекращении ранее заключённых договоров.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.
Законопроект разработан с целью внедрения комфортного для застрахованного лица механизма перехода из одного фонда в другой или в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе досрочно.
При этом Правительство считает целесообразным дополнить законопроект положениями, направленными на пресечение неправомерного удержания участниками финансового рынка клиентской базы, предусмотрев обязанность Пенсионного фонда Российской Федерации оставлять заявления застрахованных лиц о переходе (досрочном переходе) к другому страховщику без рассмотрения в случае, если в Пенсионный фонд Российской Федерации в установленном порядке не поступило уведомление фонда о заключённом с данным застрахованным лицом договоре.
Законопроектом предусматривается обязанность Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлять застрахованным лицам при их обращении сведения о сумме инвестиционного дохода, не подлежащей передаче, в том числе по состоянию на дату подачи заявления о досрочном переходе к другому страховщику.
В настоящее время фонды представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, отражённых на пенсионных счетах накопительной пенсии застрахованных лиц только по итогам финансового года, а потому Пенсионный фонд Российской Федерации обладает актуальной информацией по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году подачи заявления.
В связи с этим законопроектом целесообразно предусмотреть иные сроки представления фондом соответствующей информации в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также порядок формирования и поддержания фондом в актуальном состоянии информации об инвестиционном доходе, не подлежащем передаче, либо об убытках, учитываемых при смене страховщика.
Законопроектом предусматривается также создание административной платформы Банка России, которая определяется как совокупность реализуемых Банком России организационных и технических мер, обеспечивающих информирование фондов и Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке и случаях, установленных законопроектом.
Правительство считает неочевидной целесообразность централизации на базе Банка России информационного обмена между субъектами обязательного пенсионного страхования с учётом возникновения у Банка России дополнительных расходов, операционных рисков и ответственности за ненадлежащее функционирование предлагаемой платформы. Кроме того, предлагаемая модель организации информационного обмена не поддерживается Банком России.
Пунктом 6 статьи 3 законопроекта предлагается возложить на Пенсионный фонд Российской Федерации обязанность установления порядка информирования фондом Банка России и Пенсионного фонда Российской Федерации о прекращении по инициативе застрахованного лица договора до вступления его в силу.
Учитывая то, что в соответствии с абзацем шестнадцатым подпункта 1 пункта 3 статьи 34 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» порядок уведомления фондом Пенсионного фонда Российской Федерации и Банка России о вновь заключённых договорах определяется Банком России, представляется целесообразным наделение Банка России полномочием по определению порядка информирования фондом о прекращении договоров.
Правительство также считает, что из законопроекта необходимо исключить положения, предусматривающие возможность подачи застрахованным лицом заявления в фонд о прекращении договора до его вступления в силу через организации (представителей), уполномоченные фондами на заключение от их имени договоров.
Правительство поддерживает законопроект при условии его доработки с учётом этих замечаний.
***
Законопроектом № 310511-7 предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) новой статьёй 15.291, предусматривающей административную ответственность должностных лиц негосударственных пенсионных фондов (далее – фонды), а также фондов за неисполнение требований законодательства Российской Федерации, касающихся представления в Пенсионный фонд Российской Федерации информации в соответствии с подпунктом 26 статьи 362 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах».
Вместе с тем законопроектом предусматривается административная ответственность не только за нарушение обязанностей фонда, установленных подпунктом 26 статьи 362 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», но и за нарушение фондом порядка представления информации, сопровождающей смену страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
В связи с этим Правительство Российской Федерации считает, что необходимо установить административную ответственность за несвоевременное представление необходимой информации либо за представление фондом недостоверной информации, а также за необоснованный отказ фонда в приёме заявления застрахованного лица о прекращении договора об обязательном пенсионном страховании до вступления его в силу.
Согласно части 1 статьи 23.74 Кодекса дела об административных правонарушениях в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, включая дела, связанные с деятельностью фондов, рассматривает Банк России.
Поэтому в части 2 статьи 23.1 Кодекса необходимо предусмотреть рассмотрение судьёй дел, переданных ему на рассмотрение Банком России, только в случае возможности назначения наказания в виде дисквалификации в соответствии с частью 2 предлагаемой законопроектом статьи.
Правительство поддерживает законопроект при условии его доработки с учётом
этих замечаний.