Законопроектом предлагается регламентировать отношения в области развития виноградарства и виноделия. В частности, определяются принципы и направления государственного стимулирования этих отраслей, полномочия федеральных и региональных органов власти, функции саморегулируемых организаций и организация государственного контроля в этих сферах. Устанавливаются особенности оборота произведённых на территории России вина, игристого вина (шампанского) и ликёрного вина, в том числе их розничной продажи, лицензионные требования к производителям винодельческой продукции.
Проект федерального закона №226612-7 «О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации» внесён депутатами Государственной Думы И.И.Демченко, К.М.Бахаревым, З.А.Аскендеровым и Н.Д.Боевой.
Законопроектом предлагается регламентировать отношения в области развития виноградарства и виноделия. В частности, законопроектом определяются принципы и направления государственного стимулирования этих отраслей, полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, функции саморегулируемых организаций и организация государственного контроля (надзора) в этих сферах, а также устанавливаются особенности оборота вина, игристого вина (шампанского), ликёрного вина, произведённых на территории Российской Федерации, в том числе их розничной продажи (продвижения), лицензионные требования к производителям винодельческой продукции.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Предметом правового регулирования законопроекта должны быть только отношения по развитию и стимулированию в Российской Федерации производства вина, игристого вина (шампанского) из винограда, выращенного на территории Российской Федерации, а также поддержка виноградарства в этих целях.
В связи с этим необходимо конкретизировать предмет регулирования и цели разрабатываемого законопроекта.
Правительство Российской Федерации считает целесообразным расширить и уточнить используемые в законопроекте термины и определения в области виноделия и виноградарства, в том числе предусмотреть определения понятий «винодельческая продукция», «вино с защищённым географическим указанием», «вино с защищённым наименованием места происхождения», возможность использования в названии продукта слова «шампанское» в сочетании с прилагательным, производным от наименования страны («Российское шампанское»).
В законопроекте необходимо доработать методы стимулирования виноградарства и виноделия в части предоставления государственной поддержки винодельческим хозяйствам, осуществляющим производство и экспорт винодельческой продукции, произведённой из винограда, выращенного на территории Российской Федерации, в том числе с защищённым географическим указанием и с защищённым наименованием места происхождения.
Кроме того, изменение терминов и определений в законопроекте должно корреспондироваться с внесением изменений в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации в части приведения их к единообразию.
В настоящее время Правительством Российской Федерации ведётся работа по формированию возможных моделей государственного регулирования розничной продажи алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В связи с этим предложения по включению в законопроект положений, разрешающих розничную продажу винодельческой продукции дистанционным способом, целесообразно исключить.
Необходимо дополнительно проработать положения законопроекта в части установления правовых основ виноградарства и виноделия, дополнив их нормами прямого действия в части регулирования производства винодельческой продукции. Кроме того, нормы государственной поддержки, предусматривающие признание сельскохозяйственной продукцией вина, игристого вина (шампанского) из винограда, произведённого на территории Российской Федерации, в том числе с защищённым географическим указанием и с защищённым наименованием места происхождения, должны корреспондироваться с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства».
В законопроекте также следует дополнительно проработать правила декларирования урожая винограда, собранного для производства винодельческой продукции, и декларирования производства винодельческой продукции, в том числе с защищённым географическим указанием и с защищённым наименованием места происхождения, виноградарскими хозяйствами, винодельческими хозяйствами, осуществляющими виноградарство, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство в целях выращивания винограда и его сбыта для производства виноградной продукции, а также установить ответственность указанных лиц за несвоевременное представление или непредставление указанной декларации.
Требуется доработать требования к лицензированию деятельности по производству и обороту вина, игристого вина (шампанского), в том числе в части установления отдельных видов лицензий для винодельческой продукции с защищённым географическим указанием, с защищённым наименованием места происхождения и установления на них отдельных требований.
Необходимо дополнительно проработать условия получения, приостановления, возобновления, прекращения действия и аннулирования лицензий на их соответствие предмету регулирования законопроекта.
Правительство Российской Федерации считает целесообразным конкретизировать разграничение полномочий органов исполнительной власти различных уровней по контролю за винодельческой продукцией, её лицензированию, декларированию урожая винограда, собранного для производства винодельческой продукции, и декларированию производства винодельческой продукции, в том числе с защищённым географическим указанием и с защищённым наименованием места происхождения, ведению реестра виноградных насаждений, инвентаризации виноградных насаждений.
В законопроекте также необходимо предусмотреть, что предоставление сведений из реестра виноградных насаждений осуществляется в том числе с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Финансово-экономическое обоснование к законопроекту требует уточнения в связи с установлением дополнительных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению с учётом замечаний.