Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» положениями, предусматривающими, в частности, право клиента кредитной организации – физического лица при отсутствии его причастности к легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путём, поручать кредитной организации с его согласия сбор и обработку персональных данных, включая биометрические персональные данные, в целях его последующей удалённой идентификации, а также право заключать договор банковского счёта и оказывать другие банковские услуги на основе этого договора без личного присутствия клиента при успешном прохождении удалённой идентификации.
Проект федерального закона №157752-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма”» внесён депутатом Государственной Думы А.Г.Аксаковым и членом Совета Федерации Н.А.Журавлёвым.
Законопроект разработан в целях обеспечения нормативного правового регулирования использования механизма интерактивной удалённой аутентификации и идентификации клиента кредитной организации – физического лица с использованием его биометрических персональных данных, а также сведений о нём, содержащихся в единой системе идентификации и аутентификации, позволяющего кредитным организациям открывать счета (вклады) клиенту – физическому лицу без его личного присутствия.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», дополнив его положениями, предусматривающими, в частности, право клиента кредитной организации – физического лица поручать кредитной организации осуществление с его согласия сбора и обработки персональных данных, включая биометрические персональные данные этого клиента, в целях проведения его последующей удалённой идентификации, а также право заключать договор банковского счёта и оказывать иные банковские услуги на основе этого договора без личного присутствия такого лица при успешном прохождении удалённой идентификации и при отсутствии его причастности к легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путём.
Кроме того, законопроектом устанавливаются порядок сбора и передачи персональных данных, условия, при которых удалённая идентификация клиента кредитной организации – физического лица признаётся осуществлённой, а также право кредитной организации заключать договор банковского счёта и оказания иных банковских услуг на его основе без личного присутствия клиента – физического лица при соблюдении условий, установленных законопроектом.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Правительство считает, что в законопроекте целесообразно предусмотреть требования к реализации мер по защите биометрических персональных данных граждан в создаваемой информационной системе персональных данных на всех этапах их обращения (сбора, обработки, направления, хранения, предоставления), а также в отдельном проекте федерального закона предусмотреть внесение изменений в законодательство Российской Федерации, определяющих меры ответственности за их нарушение.
Кроме того, следует наделить кредитную организацию правом дополнительно проводить сеанс видео-конференц-связи с физическим лицом, открывающим счёт (вклад), в ходе которого работник кредитной организации сможет непосредственно устанавливать необходимую информацию или проверять полученную информацию об идентифицируемом лице.
Правительство обращает внимание, что в соответствии с Рекомендацией 15 Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) внедрению механизма удалённой идентификации граждан с использованием их биометрических персональных данных на основе новых технологий должно предшествовать проведение работы по определению и оценке рисков, связанных с внедрением таких технологий.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учётом замечаний.