Законопроектом предусматривается разделение банков по перечню допустимых операций на банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией. К банкам с универсальной лицензией требования, предъявляемые к банкам, будут применяться в полном объёме. Для банков с базовой лицензией будет установлен ограниченный перечень операций, которые смогут проводить такие банки.
Проект федерального закона №66477-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесён депутатами Государственной Думы A.Г.Аксаковым, О.А.Николаевым, членами Совета Федерации Н.А.Журавлевым, В.В.Полетаевым.
Законопроектом предусматривается разделение банков по перечню допустимых операций на банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией. К банкам с универсальной лицензией требования, предъявляемые к банкам, будут применяться в полном объёме. Для банков с базовой лицензией будет установлен перечень операций, включающий привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады без ограничений, размещение указанных денежных средств от своего имени и за свой счёт, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
С 1 января 2018 года минимальный размер собственных средств (капитала) банка с универсальной лицензией устанавливается в размере 1 млрд рублей. Для банков с базовой лицензией минимальный размер собственных средств (капитала) составит 300 млн рублей.
Законопроектом предусматривается, что при достижении банком с базовой лицензией установленного в федеральном законе размера капитала (собственных средств) 1 млрд рублей банк сможет добровольно ходатайствовать о замене базовой лицензии на лицензию с универсальным перечнем банковских операций, тем самым расширяя сферу своей деятельности и при этом принимая на себя обязательства соблюдать требования, предъявляемые к банкам, в полном объёме. Предельный размер капитала (собственных средств) для банка с базовой лицензией составит 3 млрд рублей.
Законопроектом предусматривается возможность изменения статуса банка на статус микрофинансовой компании. При этом вклады, размещённые в банках, изменивших свой статус на статус небанковской кредитной организации либо микрофинансовой организации, подлежат страхованию в системе обязательного страхования вкладов физических лиц Российской Федерации.
Законопроект содержит также положения, устанавливающие порядок получения микрофинансовой компанией статуса банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Внедрение упрощённого регулирования банков с базовой лицензией позволит снизить издержки на соблюдение ими международных стандартов и будет способствовать повышению доступности банковских услуг на территории Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации считает, что при доработке законопроекта ко второму чтению следует дополнительно уточнить устанавливаемое законопроектом регулирование порядка получения микрофинансовой компанией статуса банка с базовой лицензией.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению.