Законопроектом предлагается внести в законодательство изменения, которыми, в частности, конкретизируются полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления в части, касающейся организации отдыха и оздоровления детей, включая обеспечение их безопасности. Законопроектом также уточняется понятие «организация отдыха детей и их оздоровления», предусматривается установление единых требований к деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления, укомплектованности их штата необходимыми специалистами.
Проект федерального закона №3324-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права детей на отдых и оздоровление, а также охраны их жизни и здоровья» внесён членами Совета Федерации Г.Н.Кареловой, З.Ф.Драгункиной, В.В.Рязанским и другими. Принят Государственной Думой в первом чтении 9 декабря 2016 года.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права детей на отдых и оздоровление, а также охраны их жизни и здоровья» (далее – законопроект) подготовлен в соответствии с перечнем поручений Президента России по вопросам организации отдыха и оздоровления детей (№Пр-1300 от 6 июля 2016 года) и направлен на совершенствование правового регулирования отдыха и оздоровления детей, включая регламентацию мер по повышению безопасности и улучшению качества отдыха и оздоровления детей.
С этой целью законопроектом предлагается внести изменения в шесть федеральных законов (от 24 июля 1998 года №124‑ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Вносимыми изменениями конкретизируются полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления в части, касающейся организации отдыха и оздоровления детей, включая обеспечение их безопасности.
Законопроектом предусматриваются:
- установление Правительством России порядка организации отдыха детей и их оздоровления, включая общие требования к туристским маршрутам (другим маршрутам передвижения), порядку организации их прохождения детьми, находящимися в организациях отдыха детей и их оздоровления либо являющимися туристами (в том числе членами организованной группы несовершеннолетних туристов); порядка уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности прохождения таких маршрутов, обязанность соблюдать которые возлагается на организации отдыха детей и их оздоровления, а также организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, если они занимаются реализацией конкретного вида отдыха;
- установление Правительством России условий и порядка обеспечения безопасности в организациях отдыха детей и их оздоровления;
- федеральный государственный контроль (надзор) в сфере организации отдыха и оздоровления детей;
- организация органами государственной власти субъектов Федерации работы по комплексному обеспечению безопасного пребывания детей в организациях отдыха детей и их оздоровления, включая: проведение мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей; контроль за соблюдением общих требований к туристским маршрутам (другим маршрутам передвижения) и порядка организации их прохождения детьми, находящимися в организациях отдыха детей и их оздоровления либо являющимися туристами (в том числе членами организованной группы несовершеннолетних туристов), а также порядка уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности прохождения таких маршрутов;
- формирование и ведение федерального реестра сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления в порядке, установленном Правительством России;
- реализация федеральным органом государственной власти, уполномоченным Правительством России в сфере организации отдыха и оздоровления детей, единой государственной политики в этой сфере, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья, методическое обеспечение организации отдыха и оздоровления детей, определение основных показателей эффективного функционирования организаций отдыха детей и их оздоровления, формирование потребности финансирования развития системы отдыха и оздоровления детей.
Законопроектом уточняется понятие «организация отдыха детей и их оздоровления», предусматривается установление единых требований к деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления, укомплектованности их штата необходимыми специалистами.
Устанавливаются также обязанности организаций отдыха детей и их оздоровления. К ним относятся:
- обеспечение необходимых условий для безопасного пребывания детей, в том числе соблюдение требований антитеррористической защищённости, наличие охраны или службы безопасности, спасательных постов в местах купания детей;
- обеспечение соответствия работников таких организаций установленным квалификационным требованиям и (или) профессиональным стандартам;
- оказание услуг надлежащего качества (включая медицинские, образовательные, культурно-досуговые, туристские и экскурсионные услуги, услуги в сфере физической культуры и спорта и другие услуги);
- соблюдение установленных требований к туристским маршрутам (другим маршрутам передвижения), порядку организации их прохождения детьми, порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности прохождения таких маршрутов;
- предоставление по требованию законных представителей детей информации об условиях отдыха и о состоянии их здоровья, доступа к ребёнку и возможности их общения посредством средств связи.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
По мнению Правительства Российской Федерации, устанавливаемые законопроектом новые полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления требуют уточнения в целях исключения их дублирования.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект с учётом указанного замечания, а также замечаний юридико-технического характера.