Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации новой нормой, предусматривающей уголовную ответственность за склонение спортсмена тренером, специалистом по спортивной медицине или другим специалистом в области физической культуры и спорта к использованию субстанций и (или) методов, запрещённых для использования в спорте, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 230 Уголовного кодекса.
Проект федерального закона «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» вносится в Государственную Думу депутатами Государственной Думы И.И.Гильмутдиновым, Д.А.Свищевым и М.М.Бариевым.
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) статьёй 2301, предусматривающей уголовную ответственность за склонение спортсмена тренером, специалистом по спортивной медицине либо иным специалистом в области физической культуры и спорта к использованию субстанций и (или) методов, запрещённых для использования в спорте, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 230 УК РФ.
Данные изменения связаны с усилением в 2015 году антидопинговых мер, предусмотренных Всемирным антидопинговым кодексом Всемирного антидопингового агентства (далее - ВАДА), а также участившимися случаями нарушения антидопинговых правил. Кроме того, на официальном сайте ВАДА 25 октября 2015 г. опубликована информация, согласно которой ВАДА признает, что страны, принявшие законодательство в сфере уголовного преследования применения допинга, эффективны в расследовании и поимке специалистов в области физической культуры и спорта, распространяющих запрещённые вещества.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Правительство Российской Федерации отмечает, что законопроект не содержит корреспондирующих изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части определения формы предварительного расследования и подследственности по уголовным делам о преступлении, предусмотренном статьёй 2301 УК РФ, что создает правовую неопределенность. Данное обстоятельство не позволяет дать объективную оценку последствиям реализации законопроекта для федерального бюджета.
Перечень субстанций и (или) методов, запрещённых для использования в спорте, не является исчерпывающим и включает в себя как субстанции и методы, запрещённые постоянно (в соревновательный и во вне соревновательный период), так и субстанции и методы, запрещённые в отдельных видах спорта. Таким образом, если не учитывать данную специфику, могут сформироваться неоднозначные случаи применения статьи 2301 УК РФ.
Часть 3 статьи 2301 УК РФ, в которой идёт речь не о склонении спортсмена к использованию субстанций и (или) методов, запрещённых для использования в спорте, а об использовании без согласия спортсмена субстанций и (или) методов, запрещённых для использования в спорте, не соответствует наименованию статьи 2301 УК РФ. Такие действия образуют иной состав преступления и должны быть сформулированы в самостоятельной статье УК РФ. В данном случае не учитывается, что согласие спортсмена может, например, явиться результатом умышленных действий тренера по склонению спортсмена к нарушению антидопинговых правил.
Санкции статьи 2301 УК РФ нуждаются в корректировке, поскольку не согласованы между собой.
Наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет за преступление, совершенное по неосторожности (часть 4 статьи 2301 УК РФ), представляется чрезмерным. Такое наказание предусмотрено за убийство, то есть умышленное причинение смерти (статья 105 УК РФ). Что касается причинения смерти по неосторожности (статья 109 УК РФ), то это преступление относится к категории преступлений средней тяжести и максимальное наказание за него не превышает 4 лет лишения свободы.
Положения законопроекта, устанавливающие уголовную ответственность тренеров, специалистов по спортивной медицине либо иных специалистов в области физической культуры и спорта за использование в отношении спортсмена без его согласия тренером, специалистом по спортивной медицине либо иным специалистом в области физической культуры и спорта субстанций и (или) методов, запрещённых для использования в спорте, совпадают с положениями статьи 6.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность указанных лиц за те же действия, в связи с чем необходимо исключить соответствующие нормы из состава административного правонарушения.
Правительство Российской Федерации отмечает, что в перечни субстанций и (или) методов, запрещённых для использования в спорте, утвержденные приказом Минспорта России от 17 декабря 2015 г. № 1194, включены в том числе и наркотические средства. В то же время склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов образует состав преступления, предусмотренный статьёй 230 УК РФ. Поскольку законопроектом не предусмотрено исключений из статьи 2301 УК РФ, возникает конкуренция уголовно-правовых норм.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учётом замечаний.