Законопроектом предлагается предоставить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущим работу и впервые признанным в установленном порядке безработными, право на получение в течение 6 месяцев пособия по безработице и стипендии в период прохождения ими профессионального обучения по направлению органов службы занятости в размере уровня средней заработной платы в субъекте Федерации.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносится в Государственную Думу депутатом Государственной Думы О.Ю.Баталиной.
Законопроектом предлагается дополнить Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения) статьёй 281, предоставляющей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущим работу и впервые признанным в установленном порядке безработными, право на получение в течение 6 месяцев пособия по безработице и стипендии в период прохождения ими профессионального обучения по направлению органов службы занятости в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации. При этом предусматривается признание утратившим силу пункта 5 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон о детях-сиротах), закрепляющего аналогичного характера дополнительные гарантии права на труд для указанной категории граждан в части выплаты пособия по безработице.
Одновременно законопроектом предлагается расширить категорию граждан, впервые ищущих работу, путём отнесения к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в возрасте от 14 до 18 лет по направлению органов службы занятости принимали участие во временном трудоустройстве в свободное от учёбы время, а также проходили производственную практику, предусмотренную образовательными программами.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учётом представленного финансово-экономического обоснования.
Правительство Российской Федерации концептуально поддерживает указанные изменения.
Вместе с тем к законопроекту имеются следующие замечания.
Пункт 5 статьи 9 Закона о детях-сиротах целесообразно сохранить, изложив его в новой редакции, предусматривающей положения о том, что пособие по безработице и стипендия выплачиваются в размере, установленном Законом о занятости населения, поскольку установление размера пособия по безработице не относится к предмету регулирования Закона о детях-сиротах, определяющего общие принципы, содержание и меры социальной поддержки указанных лиц.
Предлагаемая законопроектом статья 281 Закона о занятости населения не учитывает, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» прохождение производственной практики не является трудовой деятельностью и не предусматривает заключение трудовых договоров. При этом проведение практики обучающихся предусматривается только основными профессиональными образовательными программами.
Кроме того, положения статьи 1 законопроекта о дополнительных гарантиях социальной поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо дополнить указанием возраста указанных лиц. В соответствии с Законом о детях-сиротах под указанной категорией граждан понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые в возрасте до 18 лет лишились единственного или обоих родителей либо остались без их попечения.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учётом замечаний.