Проект федерального закона №1090105-6 «О внесении изменений в статьи 14.2 и 15 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях защиты ребёнка от анонимного оставления после его рождения» внесён членом Совета Федерации Е.Б.Мизулиной и депутатом Государственной Думы О.Л.Михеевым.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» изменения, предусматривающие запрет на осуществление деятельности, направленной на организацию анонимного оставления детей, и дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) статьёй 6.191, предусматривающей административную ответственность юридических лиц за создание условий для анонимного оставления детей после их рождения в виде наложения административного штрафа в размере от одного до пяти миллионов рублей либо административного приостановления деятельности юридического лица на срок до девяноста суток.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Диспозиция предлагаемой законопроектом статьи Кодекса требует уточнения, поскольку её формулировка допускает расширительное толкование объективной стороны проектируемого состава административного правонарушения, что может породить противоречивую правоприменительную, в том числе судебную, практику.
Предлагаемый размер административного штрафа для юридических лиц, которыми, как правило, являются бюджетные учреждения, представляется чрезмерным, поскольку по объёму финансовых средств он сопоставим с размером фонда оплаты труда родильного дома средней мощности от одного до трёх месяцев.
Кроме того, установление в качестве санкции за совершение предусмотренного проектируемой статьёй 6.191 Кодекса правонарушения административного приостановления деятельности юридического лица может привести к невозможности получения гражданами медицинской помощи, а также социальных и образовательных услуг детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, поскольку в настоящее время специализированные места для анонимного оставления детей создаются, как правило, при медицинских организациях и организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Необходимо отметить, Конвенция о правах ребёнка предусматривает, что государства – участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка (статья 6); ребёнок, насколько это возможно, имеет право знать своих родителей и право на их заботу, осуществление которых государства – участники обеспечивают в соответствии с их национальным законодательством (статья 7).
Это потребует создания системы правового регулирования, равным образом обеспечивающей достижение указанных целей, и соответственно внесения комплексных изменений в законодательство Российской Федерации.
В целях предотвращения оставления детей после их рождения также необходимо принятие комплексных мер в рамках Национальной стратегии действий в интересах детей, включая поддержку беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
С учётом изложенного законопроект нуждается в существенной доработке до его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.