Создание национальной перестраховочной компании будет способствовать обеспечению финансовой устойчивости российских страховщиков и защите имущественных интересов физических и юридических лиц.
Проект федерального закона №1046508-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"» внесён депутатами Государственной Думы Н.Н.Гончаром, Б.С.Кашиным, Е.А.Гришиным и другими.
Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан в целях обеспечения финансовой устойчивости российских страховщиков и защиты имущественных интересов физических и юридических лиц в условиях существующей внешнеполитической обстановки и действующих ограничений на деятельность отдельных субъектов хозяйственной деятельности путём создания национальной перестраховочной компании (далее – НПК) за счёт имущественного взноса Банка России, в связи с чем концептуально может быть поддержан.
Вместе с тем представленный законопроект в целях устранения правовой неопределённости при реализации его положений требует доработки с учётом, в частности, следующих замечаний.
В предлагаемой редакции пункта 2 проектируемой статьи 131 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон о страховании) следует уточнить, с какого момента акционер (акционеры) лишается права голоса на общем собрании акционеров (с момента приобретения более 10% акций НПК или после истечения установленного срока для их продажи), а также лишается ли акционер (акционеры) права голоса только по акциям, количество которых превышает 10%, или по всем принадлежащим такому акционеру (акционерам) акциям. Кроме того, следует предусмотреть более длительный срок для продажи приобретенных с нарушением запрета акций.
С учётом целей создания НПК и особенностей её деятельности в законопроекте следует предусмотреть положения, обеспечивающие информационную открытость решений НПК, указанных в пункте 6 проектируемой статьи 131 Закона о страховании, а также сведений о доле НПК на рынке перестрахования, так как они затрагивают интересы субъектов страхового дела и страхователей.
Законопроект не ограничивает перестрахователя или перестраховочный пул в их правах по передаче части обязательств в перестраховочные пулы или ретроцессию. В связи с этим предлагается уточнить редакцию пункта 4 проектируемой статьи 132 и пункта 3 проектируемой статьи 133 Закона о страховании.
По законопроекту имеются и другие замечания терминологического и юридико-технического характера.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учётом замечаний до рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.