Законопроектом предлагается распространить обязанность по уплате налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа на иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, осуществляющих трудовую деятельность по найму у юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.
Проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» вносится депутатами Государственной Думы И.А.Яровой, М.Х.Вахаевым, Э.А.Валеевым, А.Е.Хинштейном.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 226 и 2271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в части распространения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа на иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, осуществляющих трудовую деятельность по найму у юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предусмотрено внесение изменения в пункт 2 статьи 226 Кодекса, в соответствии с которым исчисление сумм и уплата налога на доходы физических лиц в случаях и порядке, предусмотренных статьей 2271 Кодекса, производятся с зачетом суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.
При этом пункт 2 статьи 226 Кодекса уже содержит положение, согласно которому исчисление сумм и уплата налога в соответствии с данной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьей 2271 Кодекса.
Пунктом 5 статьи 2271 Кодекса в редакции законопроекта предусмотрено, что фиксированный авансовый платеж уплачивается налогоплательщиками до дня начала периода (очередного периода) осуществления трудовой деятельности.
Однако из положений статьи 2271 Кодекса в редакции законопроекта не ясно, что понимается под периодом (очередным периодом) осуществления трудовой деятельности, а также какой день признается днем начала указанного периода.
Кроме того, в законопроекте не определен порядок уплаты указанными налогоплательщиками ежемесячных авансовых платежей до дня начала периода (очередного периода) осуществления трудовой деятельности в случае, если указанный период превышает месяц.
В связи с этим пункт 5 статьи 2271 Кодекса нуждается в доработке.
Абзацем третьим пункта 5 статьи 2271 Кодекса в редакции законопроекта установлено, что фиксированный авансовый платеж уплачивается налогоплательщиком, являющимся иностранным гражданином, осуществляющим трудовую деятельность по найму у организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, по месту осуществления им трудовой деятельности.
При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 2271 Кодекса в редакции законопроекта общая сумма налога на доходы физических лиц с доходов указанных налогоплательщиков исчисляется и уплачивается в бюджет налоговым агентом с учетом уплаченных такими налогоплательщиками в течение налогового периода фиксированных авансовых платежей.
Вместе с тем законопроектом не определен порядок уведомления налоговых агентов налогоплательщиками о самостоятельной уплате ими фиксированных авансовых платежей, предусмотренных положениями статьи 2271 Кодекса в редакции законопроекта.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки в соответствии с изложенными замечаниями.