Законопроект направлен на обеспечение охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения и распространения карантинных вредных организмов.
Проект федерального закона «О карантине растений» внесён Правительством Российской Федерации. Принят Государственной Думой в первом чтении 24 апреля 2012 года.
Правительством Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект направлен на обеспечение охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения и распространения карантинных вредных организмов.
Положения законопроекта соответствуют законодательству Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено: наделение Правительства Российской Федерации полномочиями в части установления перечня работ по обеззараживанию подкарантинной продукции и подкарантинных объектов в области обеспечения карантина растений, по проведению лабораторных исследований, осуществляемых аккредитованными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, по установлению порядка осуществления анализа фитосанитарного риска, а также порядка формирования перечня карантинных объектов; лицензирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на оказание услуг по осуществлению карантинного фитосанитарного обеззараживания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; установление интенсивности государственного фитосанитарного контроля при ввозе на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, в том числе на основании результатов анализа фитосанитарного риска, а также статистики по выявлению нарушений карантинных фитосанитарных требований Российской Федерации странами-экспортёрами, размещаемых в государственной информационной системе.
Законопроектом урегулированы вопросы, связанные с установлением запрета на вывоз с территории Российской Федерации и перемещением по территории Российской Федерации подкарантинной продукции, в том числе предусмотрено положение о возможности переоформления фитосанитарного сертификата во время нахождения в пути партии подкарантинной продукции.
Вместе с тем к законопроекту имеется ряд замечаний.
Статью 6 законопроекта необходимо дополнить положением о наделении Правительства Российской Федерации полномочием по определению порядка ведения федеральных государственных информационных систем в области карантина растений.
Необходимо дополнить законопроект в части, устанавливающей определение порядка осуществления карантинного фитосанитарного надзора актом Правительства Российской Федерации, положением о том, что должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по такому надзору, посещают подкарантинные объекты, находящиеся в зоне таможенного контроля в соответствии с законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации.
Формулировки, используемые в положениях законопроекта, регулирующих ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации подкарантинной продукции, необходимо привести в соответствие с законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации.
Необходимо предусмотреть предоставление информации о карантинных фитосанитарных требованиях в Евразийскую экономическую комиссию для размещения в Информационной системе Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, а также в Интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли Таможенного союза.
Часть 1 статьи 28 законопроекта следует дополнить положением о том, что порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утверждаемый Правительством Российской Федерации, предусматривает определение компетенции уполномоченных органов.
Необходимо исключить дублирование полномочий, предусмотренных статьями 4 и 5 законопроекта, а также положения о взимании платы федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в области карантина растений, за лабораторные исследования, проводимые в рамках мероприятий по осуществлению государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора).
Необходимо установить, что порядок ввоза в Российскую Федерацию почвы в целях проведения научных исследований, предусмотренный статьёй 22 законопроекта, утверждается Правительством Российской Федерации.
Законопроектом необходимо закрепить общие положения о возмещении вреда, причинённого окружающей среде вследствие нарушения законодательства в области обеспечения карантина растений.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки в соответствии с указанными замечаниями.