Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесён членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.Ю.Орловой, В.А.Тюльпановым, А.А.Клишасом и В.А.Фёдоровым.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается усиление уголовной и административной ответственности за совершённые водителями, находящимися в состоянии опьянения, преступления и административные правонарушения путём внесения комплексных изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, что может быть поддержано.
Вместе с тем по законопроекту имеются следующие замечания.
Изложенная в пояснительной записке к законопроекту оценка перспективы назначения судом более строгого наказания за преступления, предусмотренные статьёй 264 УК, с учётом предлагаемых законопроектом изменений носит предположительный характер, поскольку нижние пределы наказания в виде лишения свободы не изменяются и в соответствии с частью второй статьи 56 УК могут составлять два месяца.
Редакция части первой статьи 2641 УК законопроекта требует корректировки, поскольку предполагает, что для привлечения к уголовной ответственности лицо, управляющее транспортным средством в состоянии опьянения, должно быть лишено права управления транспортным средством и одновременно не иметь этого права.
Предлагаемое законопроектом внесение изменения в часть первую статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым из подсудности мировых судей исключаются уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью второй статьи 264 УК, не обосновано в пояснительной записке к законопроекту.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 законопроекта расследование уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 2641, 2642 УК, предлагается осуществлять в форме дознания. С учетом положений пункта 1 части третьей статьи 151 УПК в случае принятия законопроекта расследование будет осуществляться дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации. Данное положение законопроекта также не обосновано в пояснительной записке к законопроекту.
Отсутствие нормативного определения понятия «предельно допустимая норма содержания алкоголя в организме» не позволяет применять предлагаемую статьёй 12.8 КоАП в редакции законопроекта правовую норму, устанавливающую дифференцированную ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, в зависимости от степени опьянения.
Правительство Российской Федерации согласно с необходимостью ужесточения наказаний за совершение дорожно-транспортных происшествий водителями, находящимися в состоянии опьянения, и предлагает рассмотреть данный законопроект с учётом высказанных замечаний и аналогичных законодательных инициатив, внесённых в Государственную Думу.