Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на снижение рисков использования неперсонифицированных (анонимных) средств платежа в целях противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём. Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «О национальной платёжной системе» и Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесён депутатами Государственной Думы И.А.Яровой, О.И.Денисенко, И.В.Лебедевым и другими.
Правительством Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект направлен на снижение рисков использования неперсонифицированных (анонимных) средств платежа в целях противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и предлагает внести изменения в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее – закон).
Для минимизации указанных рисков предлагается не снижать предельные лимиты использования неперсонифицированных электронных средств платежа, а ввести запрет на перечисление электронных денежных средств с помощью неперсонифицированного электронного средства в случае, если получатель указанных средств не идентифицирован. Данная норма позволит получить представление о целях перевода электронных денежных средств получателем в соответствии с требованиями закона и сохранит потенциал услуг по переводу электронных денежных средств для развития безналичных расчётов.
Также для решения указанного вопроса возможно включение в закон закрытого перечня социально значимых платежей, которые можно осуществлять с помощью неперсонифицированных электронных средств платежа, в сумме от 15 тыс. до 30 тыс. рублей в месяц.
В целях сокращения доли неперсонифицированных электронных средств платежа предлагается предусмотреть в законопроекте положение о введении института упрощённой идентификации клиентов – физических лиц, в том числе с привлечением банковских платёжных агентов, а также института верификации, подразумевающего осуществление в соответствии с установленными законом требованиями проверки подлинности сведений (документов), полученных при упрощённой идентификации, с использованием источников и (или) способов, не запрещённых законодательством Российской Федерации.
Положения законопроекта, предусматривающие запрет на осуществление перевода электронных денежных средств при совершении трансграничного перевода в случае непроведения идентификации клиента – физического лица, поддерживаются.
Предлагаемая законопроектом норма об установлении запрета на использование плательщиком или получателем неперсонифицированных электронных средств платежа в виде электронных носителей информации, в том числе платёжных карт, а также иных технических устройств, выданных за пределами Российской Федерации либо иностранной финансовой организацией, требует дополнительной проработки, поскольку может повлечь невозможность обслуживания на территории Российской Федерации всех предоплаченных карт, выданных иностранными эмитентами.
В целях обеспечения предусмотренного законопроектом обязательного контроля расходования денежных средств и (или) иного имущества, полученных некоммерческой организацией от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, необходимо уточнить определение термина «расходование денежных средств или иного имущества».
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает представленный законопроект при условии его доработки с учётом вышеуказанных замечаний.