Законопроектом предлагается внести изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, направленные, в частности, на отмену обязанности налогоплательщиков сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов в банках, лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации), а также о возникновении (прекращении) права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.
Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации"» внесён депутатами Государственной Думы Н.С.Максимовой, Л.Я.Симановским, А.М.Макаровым.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Статьёй 1 законопроекта предусматривается внесение изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), направленных на отмену обязанности налогоплательщиков сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов в банках, лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации), а также о возникновении (прекращении) права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.
Учитывая, что статьёй 86 Кодекса установлены обязанности банков по предоставлению налоговым органам информации об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов, а также о возникновении (прекращении) права использовать электронные средства платежа, отмена аналогичной обязанности налогоплательщиков поддерживается.
Вместе с тем законопроектом предлагается признать утратившей силу норму Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации», предусматривающую право налоговых органов контролировать выполнение кредитными организациями установленных Кодексом обязанностей. При этом иными нормативными правовыми актами указанного права налоговых органов не предусмотрено.
Однако реализация данного предложения может привести к различным спорам в правоприменительной практике, а также негативно повлиять на эффективность налогового контроля. В связи с этим при подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении необходимо включение в законопроект положений, касающихся осуществления контроля за исполнением банками обязанностей, установленных статьями 46, 60, 76, 86 и 931 Кодекса.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект с учётом высказанных замечаний.