Распоряжения от 26 декабря 2013 года №2553-р, №2554-р
Законопроекты «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее – законопроект о системе профилактики) и «О внесении изменений в статьи 141, 151 и 161 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» (далее – законопроект о внесении изменений) разработаны МВД России.
Целью законопроекта о системе профилактики является определение в рамочном формате правовых основ формирования и функционирования системы профилактики правонарушений в Российской Федерации, объединяющей действующие региональные системы профилактики правонарушений.
Предметом правового регулирования законопроекта о системе профилактики выступают отношения, отнесённые к сфере совместного ведения, которые имеют существенную специфику в различных российских регионах.
Законопроектом о системе профилактики предлагается урегулировать деятельность субъектов профилактики правонарушений в целях организации и осуществления общей, специальной и индивидуальной профилактики правонарушений, направленной на выявление причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих их совершению, на осуществление мер по их устранению, оказание позитивного профилактического воздействия на объекты профилактики правонарушений.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации действуют региональные системы профилактики правонарушений на основе базовой модели комплексной профилактики правонарушений, разработанной МВД России и одобренной Государственным советом Российской Федерации. Их деятельность урегулирована более чем 130 законами субъектов Российской Федерации в области профилактики правонарушений и осуществляется на основе комплексных целевых программ по профилактике правонарушений.
Сегодня практически завершён организационный этап формирования системы профилактики правонарушений. Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации законы, регламентирующие профилактику правонарушений, не приняты ввиду отсутствия федерального закона об основах системы профилактики правонарушений, а в тех субъектах, где они приняты по инициативе законодательных органов, отсутствуют единообразие и системность правового регулирования профилактической деятельности.
В настоящее время отдельные законодательные акты, принятые на федеральном уровне, содержат ряд положений о профилактике правонарушений. Так, вопросы профилактической деятельности затрагиваются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, федеральными законами «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму», «О противодействии коррупции» и другими. Однако сугубо профилактическую направленность носит только Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Законопроектом о системе профилактики предусматривается формирование единой системы профилактики правонарушений с разграничением полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений в соответствии с действующим законодательством о разграничении полномочий между уровнями публичной власти.
В законопроекте о системе профилактики, в частности, определяются основные задачи и принципы профилактики правонарушений, направления деятельности и полномочия субъектов, осуществляющих профилактику правонарушений, её виды и формы.
Законопроектом о внесении изменений предлагается внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменения, направленные на закрепление прав органов местного самоуправления в сфере осуществления профилактики правонарушений.
Начиная с 2005 года создано 3658 межведомственных комиссий по профилактике правонарушений, в том числе в субъектах Российской Федерации – 83, в городах с районным делением – 323, в городах без районного деления – 656, в муниципальных образованиях в сельской местности – 2596. Кроме того, принято 4547 комплексных программ профилактики правонарушений, на реализацию которых выделено 123,39 млрд рублей, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации – 100,23 млрд рублей, из местных бюджетов – 23,16 млрд рублей.
Принятие законопроекта будет способствовать повышению эффективности осуществления профилактики правонарушений.
Принятие законопроекта о системе профилактики позволит ликвидировать разнородность в реализации этой важной функции государства на всех уровнях системы профилактики правонарушений.
Принятие законопроекта о внесении изменений будет способствовать повышению эффективности осуществления профилактики правонарушений на местном уровне.
Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 26 декабря 2013 года.