Распоряжения от 18 сентября 2019 года №2084-р, №2085-р. Принятие законопроектов позволит обеспечить единые подходы к процедуре проведения комплексного экзамена на территории России и за её пределами, повысить качество его проведения, более эффективно осуществлять контроль и надзор за деятельностью образовательных организаций при проведении экзамена, исключить риски возможной фальсификации сертификатов.
Проекты
федеральных законов «О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона “О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации” и статью 7 Федерального закона “Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг”» (далее – законопроект 1) и «О внесении
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
(далее – законопроект 2) внесены Минобрнауки России.
В соответствии с действующим законодательством иностранные граждане при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента обязаны подтверждать владение русским языком, знание истории России и основ российского законодательства, в том числе сертификатом установленного образца.
Законопроектом 1 предусматривается, что экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам российского законодательства для иностранных граждан (далее – комплексный экзамен) и выдача соответствующих сертификатов должны проводиться образовательными организациями, включёнными в перечень, утверждённый Минобрнауки России.
В целях обеспечения единой процедуры проведения комплексного экзамена предлагается на федеральном уровне установить форму и порядок проведения такого экзамена, требования к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи экзамена, порядок и сроки хранения материалов его проведения, а также формы сертификата и технических требований к нему.
Сейчас высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации вправе установить перечень образовательных организаций, имеющих право на проведение комплексного экзамена, а также порядок и форму его проведения.
Согласно законопроекту Правительство России будет устанавливать срок действия сертификата в зависимости от цели получения. Также предлагается установить требования к уровню владения русским языком как иностранным, знаний истории России и основ российского законодательства в зависимости от цели иностранного гражданина (трудовая деятельность, временное или постоянное проживание).
Законопроектом 2 предлагается установить административную ответственность образовательных организаций и их должностных лиц за нарушения требований к проведению комплексного экзамена. Также предусмотрена ответственность органов или организаций и их должностных лиц за непредставление или нарушение порядка либо сроков внесения сведений в Федеральный реестр сведений о документах об образовании или о квалификации, документах об обучении.
Принятие законопроектов позволит обеспечить единые подходы к процедуре проведения комплексного экзамена на территории России и за её пределами, эффективное осуществление контроля и надзора за деятельностью образовательных организаций при проведении экзамена, повысить качество его проведения, исключить риски возможной фальсификации сертификатов.
Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности 2 сентября 2019 года.
Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 12 сентября 2019 года.