Распоряжения от 15 июля 2019 года №1549-р, №1550-р. Законопроектами, в частности, предлагается наделить государственного инспектора труда полномочием по принятию мер для принудительного исполнения работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы или других выплат в рамках трудовых отношений.
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику» (далее – законопроект 1) и «О внесении изменений в Федеральный закон “Об исполнительном производстве” в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику”» (далее – законопроект 2) внесены Минтрудом России и Минюстом России соответственно. Законопроекты подготовлены в соответствии с решениями по итогам совещания в Правительстве Российской Федерации от 25 ноября 2016 года №ДМ-П12-70пр, заседания Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2017 года.
В соответствии с Трудовым кодексом право работника на своевременную и полную выплату заработной платы в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы обеспечено государственной гарантией, реализуемой посредством государственного контроля за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В целях обеспечения дополнительных гарантий по восстановлению нарушенных трудовых прав работников, в том числе понуждения работодателя к их восстановлению, законопроектом 1 предлагается наделить государственного инспектора труда полномочием по принятию мер для принудительного исполнения работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы или других выплат в рамках трудовых отношений. Это полномочие будет реализовано государственным инспектором в случае неисполнения работодателем в срок выданного предписания об устранении нарушений трудового законодательства. В целях исключения возможности двойного исполнения предусматривается право работодателя обжаловать решение государственного инспектора труда. По истечении срока для обжалования решения государственного инспектора и в случае отсутствия судебного акта о его отмене оно будет направляться для исполнения в территориальный орган ФССП.
***
Законопроектом 2 предлагается отнести решение государственного инспектора труда о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы или других выплат в рамках трудовых отношений (далее – решение о принудительном исполнении) к видам исполнительных документов. В целях обеспечения погашения задолженности и снижения рисков, связанных с неисполнением решений о принудительном исполнении, предлагается определить особенности исполнения решения о принудительном исполнении. Предусматривается оперативный и упрощённый порядок взыскания денежных средств со счетов недобросовестных работодателей. При наличии на счетах должника денежных средств взыскание задолженности будет производиться в бесспорном порядке полностью или частично, обеспечивая тем самым внесудебную защиту трудовых прав работников.
Принятие законопроектов будет способствовать защите трудовых прав работников на получение заработной платы и других выплат в рамках трудовых отношений за счёт создания дополнительного к судебным процедурам инструмента для погашения работодателями задолженности, упрощённого порядка защиты трудовых прав, позволяющего работнику взаимодействовать только с Рострудом и не требующего от него специальных знаний для соблюдения судебного порядка такой защиты, ускорения процедуры взыскания задолженности с работодателя.
Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 11 июля 2019 года.