Распоряжения от 10 июля 2019 года №1502-р и №1503-р. Законопроектами предусматривается закрепление в Бюджетном кодексе новых положений о системе казначейских платежей, едином казначейском счёте, прогнозировании движения средств на едином казначейском счёте, казначейском обслуживании, казначейском учёте. Создание системы казначейских платежей и введение единого казначейского счёта позволят, в частности, сократить сроки перевода денежных средств в бюджеты и из бюджетов, исключить дублирование операций на лицевых и банковских счетах.
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей» (далее – законопроект 1) и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей”» (далее соответственно – законопроект 2, КоАП) внесены Минфином России.
В настоящее время Федеральному казначейству в Банке России открыто более 50 тыс. счетов.
Законопроект 1 предусматривает закрепление в Бюджетном кодексе новых положений о системе казначейских платежей на основе единого казначейского счёта. Предлагается ввести в законодательство новые термины: «единый казначейский счёт», «казначейский счёт», «единый счёт бюджета», «казначейское обслуживание», «временно свободные средства». Определяются основы организации и функционирования системы казначейских платежей при их проведении с использованием единого казначейского счёта, открытого в Банке России.
Федеральное казначейство с использованием единого казначейского счёта будет обеспечивать расчёты публично-правовых образований и юридических лиц, являющихся прямыми участниками системы казначейских платежей, с контрагентами, находящимися на обслуживании в Банке России и кредитных организациях.
Для проведения операций со средствами участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений и получателей средств из бюджета казначейские счета будут открываться органам Федерального казначейства, финансовым органам субъектов Федерации (муниципальных образований) и органам управления государственными внебюджетными фондами. При этом сохраняется система лицевых счетов. Операции между участниками системы казначейских платежей будут осуществляться через казначейские счета, открытые в Федеральном казначействе, без движения денежных средств по единому казначейскому счёту.
Законопроектом также предусмотрено совершенствование механизма взаимодействия между территориальными органами Федерального казначейства и высшими органами исполнительной власти субъектов Федерации (местных администраций) в целях закрепления за территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов по исполнению бюджетов в условиях казначейского обслуживания.
Функционирование системы казначейских платежей на основе единого казначейского счёта позволит сократить количество счетов, открытых Федеральному казначейству в Банке России, более чем с 50 тыс. счетов до пяти – десяти счетов.
***
Законопроектом №1 предусмотрено введение в Бюджетный кодекс положений о полномочиях Банка России и кредитных организаций по приостановлению операций по счетам, открытым с нарушением Бюджетного кодекса и других федеральных законов, устанавливающих требования к открытию счетов, а также о полномочиях Федерального казначейства по направлению в Банк России и кредитные организации представлений о приостановлении операций по таким счетам.
Законопроектом 2 предлагается внести корреспондирующие изменения в КоАП и предусмотреть ответственность за открытие участниками бюджетного процесса и бюджетными учреждениями счетов в подразделениях Банка России и кредитных организациях в нарушение бюджетного законодательства.
Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 4 июля 2019 года.