Распоряжения от 29 июня 2019 года №1397-р, №1398-р. Цель законопроектов – обеспечить государственные органы и граждан достоверной и полной статистической информацией о результатах рассмотрения сообщений о преступлениях, состоянии преступности, результатах следственной работы, дознания и прокурорского надзора, создать эффективные механизмы общественного контроля с целью обеспечения независимого экспертного мнения в области изучения социальных причин преступности, оценки эффективности работы государственных органов, своевременного выявления проблемных районов и регионов и эмпирическую базу для развития отечественной криминологической науки.
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного единого статистического учёта данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре» (далее – законопроект 1) и «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее – законопроект 2) внесены Минюстом России.
В соответствии с Концепцией создания государственной автоматизированной системы правовой статистики разработан технический проект государственной автоматизированной системы правовой статистики (далее – ГАС ПС). В настоящее время проводится опытная эксплуатация этой системы.
Использование ГАС ПС на постоянной основе позволит изменить существующие устаревшие способы обработки статистической информации посредством введения унифицированных форматов сбора данных, обеспечить интеграцию информационных ресурсов, используемых в сфере борьбы с преступностью.
Действующей редакцией статьи 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) на Генеральную прокуратуру возложена функция по ведению единого статистического учёта заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора.
Правовое регулирование официального статистического учёта и системы государственной статистики определяется Федеральным законом «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Закон об официальном статистическом учёте), другими федеральными законами и нормативными правовыми актами.
Законопроектом 1 предлагается установить, что государственный единый статистический учёт данных о преступности, следственной работе, дознании и прокурорском надзоре будет вестись в соответствии с Законом об официальном статистическом учёте с учётом норм Закона о прокуратуре.
Генеральную прокуратуру предлагается определить субъектом официального статистического учёта в установленной сфере деятельности, а федеральные органы исполнительной власти и другие федеральные государственные органы, представляющие соответствующие первичные статистические данные, – респондентами.
В соответствии с Законом об официальном статистическом учёте первичными статистическими данными являются информация, документированная по формам федерального статистического наблюдения, и другая информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения. Законопроектом предусматриваются полномочия Генеральной прокуратуры по утверждению форм федерального статистического наблюдения и другой документированной информации, указаний по их заполнению, официальной статистической методологии, порядка и сроков представления первичных статистических данных.
Кроме того, предлагается законодательно закрепить, что сбор и анализ первичной статистической информации будет проводиться с использованием ГАС ПС. Принципы создания, функционирования и развития ГАС ПС, её структура, основные функции и полномочия участников информационного взаимодействия, правила информационного взаимодействия с другими информационными системами, получения пользователями ГАС ПС информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы, с использованием электронных сервисов портала правовой статистики и единой системы идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, будут определяться Правительством России.
Полученная в ходе государственного единого статистического учёта информация будет размещаться в интернете в форме открытых данных, доступных неограниченному кругу лиц, с учётом установленных законодательством ограничений. Перечень размещаемых в интернете статистических данных будет утверждаться Генеральным прокурором по согласованию с федеральными государственными органами, представляющими такие данные. Это позволит обеспечить баланс доступности статистических данных и сохранения режима ограниченного доступа для специальной информации.
***
Неотъемлемой составляющей учёта данных о преступности является учёт сообщений о преступлениях. Правоприменительная практика показывает, что значительное число нарушений прав граждан на доступ к правосудию, а также фактов сокрытия преступлений выявляется при приёме, регистрации и рассмотрении таких сообщений.
В целях предупреждения и устранения нарушений при приёме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях законопроектом 2 предлагается закрепить в Уголовно-процессуальном кодексе полномочия прокурора требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений законодательства, допущенных при приёме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, и разрешать споры о передаче таких сообщений по подследственности. В свою очередь орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа в случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности будет обязан в течение 24 часов уведомить об этом прокурора.
Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 27 июня 2019 года.