Распоряжение от 23 мая 2019 года №1027-р. В настоящее время на территории России отсутствуют объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению высокоопасных отходов, отвечающие принципам наилучших доступных технологий и позволяющие обеспечить безопасное и эффективное обращение с ними. Законопроектом предлагается создать единую государственную систему обращения с такими отходами, центральное место в которой должен занять федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности, и единую государственную информационную систему учёта и контроля за обращением с ними.
Документ
-
PDF
122Kb
Распоряжение от 23 мая 2019 года №1027-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления” и Федеральный закон “О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"”» (в части создания единой государственной системы обращения с отходами I и II классов опасности) (далее соответственно – законопроект, отходы) внесён Минприроды России.
По официальным данным, в России ежегодно образуется около 400 тыс. тонн отходов I класса опасности (чрезвычайно опасные) и II класса опасности (высокоопасные).
В настоящее время на территории России отсутствуют объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, отвечающие принципам наилучших доступных технологий и позволяющие обеспечить безопасное и эффективное обращение с ними.
Законопроектом предлагается создать единую государственную систему обращения с отходами, центральное место в которой должен занять федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности (далее – федеральный оператор), и единую государственную информационную систему учёта и контроля за обращением с отходами. Предусматривается также создание федеральной схемы обращения с отходами, соблюдение которой будет обязательным условием деятельности для всех участников системы обращения с отходами (образователи отходов, операторы по обращению с отходами, федеральный оператор).
Законопроектом предлагается установить, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы, будут вправе их накапливать, обрабатывать, обезвреживать, утилизировать и размещать самостоятельно либо передавать их федеральному оператору. То есть организации, которые при наличии соответствующей лицензии уже занимаются утилизацией отходов I и II классов опасности, смогут работать и в дальнейшем. Федеральный оператор не будет монополистом в этой области. Создание федерального оператора – гарантия того, что все опасные отходы, которые другие лица не смогли утилизировать самостоятельно, будут обязательно утилизированы. При этом размер платы за услуги федерального оператора предлагается определять путём государственного тарифного регулирования. С учётом успешного опыта реализации государственной политики в области обращения с радиоактивными отходами, а также наличия современных технологий комплексного обращения с чрезвычайно опасными отходами при развитой управленческой и производственной инфраструктуре, предлагается закрепить полномочия по организации обращения с отходами I и II классов опасности за «Росатомом».
Создание федеральной схемы обращения с отходами и единой государственной информационной системы учёта и контроля за обращением с отходами предусмотрено федеральным проектом «Создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I–II классов опасности» национального проекта «Экология».
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 23 мая 2019 года.