Законопроекты образуют единый пакет законодательных инициатив с ранее внесённым в Госдуму проектом федерального закона №519530-7 «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Законопроекты направлены на создание одинаковых условий в сфере финансирования и налогообложения оказания госуслуг в социальной сфере для государственных (муниципальных) учреждений и негосударственных организаций.
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере”» (далее – законопроект 1), «О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере”» (далее – законопроект 2) внесены Минфином России.
Эти законопроекты образуют единый пакет законодательных инициатив с ранее внесённым в Госдуму проектом федерального закона №519530-7 «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 25 июля 2018 года №1535-р, далее – законопроект о социальном заказе). Принят Государственной Думой в первом чтении 5 декабря 2018 года.
Законопроект о социальном заказе был разработан в целях повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг в социальной сфере, создания равных условий в части финансирования оказания таких госуслуг для государственных и негосударственных социально ориентированных организаций. В целях исполнения государственного социального заказа наряду с действующим механизмом государственного (муниципального) задания законопроектом о социальном заказе предлагается ввести конкурентные способы определения исполнителей услуг. По результатам конкурсов будут заключаться или соглашение об оказании госуслуг, или соглашение о финансировании затрат, связанных с оказанием таких услуг, в соответствии с сертификатом на получение услуги. Оказание государственных и муниципальных услуг вне зависимости от вида соглашения будет оплачиваться путём предоставления субсидии. При этом исполнителем услуг может быть юридическое лицо любой организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель или физическое лицо – производители товаров, работ, услуг.
В связи с этим законопроектом 1 предлагается дополнить Бюджетный кодекс новым видом бюджетных ассигнований – на оказание государственных (муниципальных) услуг. За счёт этих ассигнований будет финансироваться исполнение государственного (муниципального) социального заказа, что позволит при необходимости перераспределять бюджетные средства между исполнителями услуг. Вносимыми изменениями определяются виды предоставляемых субсидий и порядок их предоставления.
Предлагается также установить возможность принятия долгосрочных бюджетных обязательств на основании соглашений, заключаемых в целях исполнения государственного социального заказа, в случае, если установленный законодательством срок оказания госуслуги превышает срок бюджетного планирования.
***
В настоящее время при оказании госуслуг в социальной сфере негосударственные организации находятся в заведомо неравных условиях с государственными и муниципальными учреждениями. В соответствии с подпунктом 41 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса оказание услуг учреждениями в рамках государственного или муниципального задания, источником финансирования которого является субсидия из соответствующего бюджета, не признаётся объектом налогообложения и освобождено от налога на добавленную стоимость (далее – НДС). Вместе с тем в отношении оказания услуг в социальной сфере для организаций другой организационно-правовой формы такого освобождения от НДС не установлено.
В связи с этим законопроектом 2 предусматриваются изменения в статью 149 Налогового кодекса, которыми предлагается вывести из объекта обложения НДС операции по оказанию государственных (муниципальных) услуг в соответствии с соглашениями, заключёнными в рамках законопроекта о социальном заказе. Это позволит создать равные условия налогообложения при оказании таких услуг как для государственных учреждений, так и для негосударственных организаций.
Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 20 декабря 2018 года.