Распоряжение от 13 октября 2018 года №2222-р. С целью защиты прав семей с детьми законопроектом предлагается исключить «иные» организации из числа организаций, предоставляющих займы, на погашение которых возможно направление средств материнского капитала. Одновременно предлагается включить в число таких организаций АО «ДОМ.РФ», а также сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы. Также в целях усиления контроля за состоянием жилых помещений, приобретаемых с использованием средств материнского капитала, законопроектом предлагается установить в качестве одного из оснований для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала на улучшение жилищных условий наличие информации о признании непригодным для проживания жилого помещения или объекта индивидуального жилищного строительства, приобретение которого планируется с использованием материнского капитала.
Документ
-
PDF
121Kb
Распоряжение от 13 октября 2018 года №2222-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”» (далее – законопроект) внесён Минтрудом России.
Цель законопроекта – совершенствование законодательства в части усиления контроля за расходованием средств материнского капитала при их направлении на улучшение жилищных условий.
Законопроектом предлагается установить исчерпывающий перечень организаций, на погашение займов которых могут быть направлены средства материнского капитала.
Действующее законодательство позволяет направлять средства материнского капитала на погашение обязательств по договорам займа на приобретение или строительство жилого помещения, обеспеченным ипотекой и заключённым в том числе с «иными» некредитными организациями. Ежегодно по решению семей, решивших воспользоваться предложениями таких организаций, из средств материнского капитала таким организациям перечисляется около 27 млрд рублей.
Порядка 90% этих организаций неподконтрольны Банку России и другим государственным органам, и, как следствие, риски неправомерных действий с использованием средств материнского капитала, направляемых на погашение займов, выдаваемых этими организациями, остаются высокими.
Как правило, семьям, решившим воспользоваться предложениями таких организаций, предоставляются займы по более высокой ставке и на других условиях, чем в организациях, деятельность которых подконтрольна Банку России. В результате заключения договора займа с такими организациями финансовая нагрузка на семью возрастает.
По информации Пенсионного фонда России, из 599 возбуждённых с 2015 года по I квартал 2018 года уголовных дел в отношении организаций, выдавших такие займы, 453 касались «иных» организаций.
С целью защиты прав семей с детьми законопроектом предлагается исключить «иные» организации из числа организаций, предоставляющих займы, на погашение которых возможно направление средств материнского капитала.
Одновременно предлагается включить в число таких организаций АО «ДОМ.РФ», а также сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.
АО «ДОМ.РФ» участвует в реализации социальных программ, направленных на обеспечение доступным и комфортным жильём. В частности, кроме специального ипотечного продукта «Материнский капитал», АО «ДОМ.РФ» участвует в реализации программы льготного ипотечного кредитования по ставке 6% годовых.
Включение в перечень сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов предоставит возможность воспользоваться займами семьям, проживающим в отдалённых районах со слаборазвитой банковской сетью.
***
Правоприменительная практика выявила случаи вовлечения семей в различные мошеннические схемы с целью незаконного обналичивания материнского капитала путём приобретения жилья, непригодного для проживания. При расследовании уголовных дел по таким случаям, как правило, виновным признаётся владелец сертификата на материнский капитал, который в результате теряет право на государственную поддержку и не улучшает жилищные условия. В государственные органы поступают обращения граждан по этой проблеме.
В целях усиления контроля за состоянием жилых помещений, приобретаемых с использованием средств материнского капитала, законопроектом предлагается установить в качестве одного из оснований для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала на улучшение жилищных условий наличие информации о признании непригодным для проживания жилого помещения (объекта индивидуального жилищного строительства), приобретение которого планируется с использованием средств (части средств) материнского капитала.
Практика признания жилого помещения пригодным или непригодным для проживания уже сложилась и урегулирована нормативными правовыми актами. Данным законопроектом не предлагается специально констатировать факт пригодности жилого помещения для целей распоряжения средствами материнского капитала, а предлагается использовать уже имеющиеся сведения. Такие сведения территориальные органы Пенсионного фонда России будут запрашивать в органах местного самоуправления, государственного и муниципального жилищного надзора.
При этом получение Пенсионным фондом такой информации не приведёт к увеличению срока рассмотрения заявления о распоряжении материнским капиталом. Для заявителей процедура распоряжения не изменится: представление дополнительных документов или сведений от заявителей не потребуется.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства 11 октября 2018 года.