Распоряжения от 15 сентября 2018 года №1934-р, №1935-р, №1936-р. Законопроекты направлены на устранение пробелов правового регулирования, выявленных в ходе реализации госкорпорацией «Роскосмос» полномочий и функций, предусмотренных Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”».
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон “О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"”» (далее – законопроект 1), «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности» (далее – законопроект 2), «О внесении изменений в статьи 19.5 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения полномочий Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос” по осуществлению лицензионного контроля» (далее соответственно – законопроект 3, КоАП) внесены госкорпорацией «Роскосмос».
Законопроекты разработаны в целях устранения пробелов правового регулирования, выявленных в ходе реализации госкорпорацией «Роскосмос» полномочий и функций, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года №215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”» (далее – Федеральный закон №215-ФЗ).
Предметом правового регулирования законопроекта 1 являются вопросы, связанные с деятельностью госкорпорации «Роскосмос» в качестве уполномоченного органа управления в области исследования, освоения и использования космического пространства, наделённого полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление и руководство космической деятельностью.
В частности, предусматривается расширение перечня организаций, которые могут относиться к организациям госкорпорации «Роскосмос». Также предлагается снять ограничение полномочий госкорпорации «Роскосмос» по созданию коммерческих организаций.
Предусматривается усиление государственного контроля за деятельностью организаций, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности государства, и уточнение порядка определения позиции акционера как по акциям, находящимся в собственности госкорпорации «Роскосмос», так и по акциям, находящимся в собственности Российской Федерации.
Уточняется порядок определения цены находящегося в федеральной собственности имущества, в том числе земельных участков, при его передаче в качестве имущественного взноса госкорпорации «Роскосмос».
Уточняются полномочия наблюдательного совета госкорпорации.
***
Федеральным законом от 13 июля 2015 года №216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"”» вопросы лицензирования космической деятельности, включая лицензионный контроль, были выведены из сферы регулирования Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» без внесения необходимых корреспондирующих изменений в другие законодательные акты и перенесены на уровень акта Правительства России. При этом на госкорпорацию «Роскосмос» не распространены нормы Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», связанные с осуществлением ею лицензионного контроля.
Отсутствие законодательной регламентации порядка проведения лицензионного контроля, являющегося разновидностью государственного контроля, не позволяет госкорпорации оказывать в полном объёме государственную услугу по лицензированию космической деятельности и исполнять государственную функцию по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных требований при космической деятельности (лицензионный контроль).
Законопроектом 2 предлагается внести в ряд законодательных актов изменения, связанные с лицензированием госкорпорацией «Роскосмос» космической деятельности.
Предусматривается, в частности, распространение сферы действия Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» на отношения, связанные с лицензированием космической деятельности.
Также предлагается распространить действие Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на деятельность госкорпорации по государственному контролю за соблюдением требований законодательства, регулирующего космическую деятельность.
***
Действующим законодательством административная ответственность за невыполнение в установленный срок законных предписаний должностных лиц госкорпорации «Роскосмос», уполномоченных на осуществление лицензионного контроля, не предусмотрена.
Законопроектом 3 предлагается дополнить статью 19.5 КоАП новой частью, предусматривающей отдельный состав административного правонарушения и дифференцированную ответственность за невыполнение законного предписания должностных лиц госкорпорации «Роскосмос» об устранении нарушений лицензионных требований в области лицензирования космической деятельности.
В статье 28.3 КоАП предлагается закрепить полномочия должностных лиц госкорпорации по составлению протоколов об административных правонарушениях в случае нарушения лицензионных требований в области космической деятельности.
Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Правительства 6 сентября 2018 года.