Распоряжение от 8 сентября 2018 года №1892-р. Законопроектом предусматривается систематизация и регламентация процедур контроля, учёта и оценки налоговых льгот и освобождений в рамках бюджетного процесса. Предлагается установить обязательное формирование каждым публично-правовым образованием перечня соответствующих налоговых расходов и необходимость ежегодной оценки налоговых расходов. Цель законопроекта – более эффективно и рационально использовать инструменты налогового стимулирования, повысить качество управления государственными и муниципальными финансами в целом.
Документ
-
PDF
119Kb
Распоряжение от 8 сентября 2018 года №1892-р
Проект
федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации» (далее – законопроект) внесён Минфином России.
Налоговые льготы и освобождения являются неотъемлемой частью налоговой системы, а их предоставление, как правило, направлено на решение определённых задач государственной политики – например, на социальную поддержку отдельных категорий граждан, стимулирование отдельных видов экономической активности, опережающее развитие определённых территорий. Таким образом, «налоговые расходы» на практике являются альтернативой другим мерам государственной политики, включая прямые бюджетные расходы.
При этом в отличие от прямых расходов бюджета «налоговые расходы» в настоящее время не являются объектом бюджетного контроля, учёта и оценки. Это создаёт предпосылки для снижения эффективности государственной финансовой политики, недооценки фактических объёмов ресурсов, направляемых на поддержку того или иного направления, ведёт к неоптимальному распределению бюджетных ресурсов.
Цель законопроекта – систематизация и регламентация процедур контроля, учёта и оценки налоговых льгот и освобождений в рамках бюджетного процесса.
Налоговые расходы определяются законопроектом как выпадающие доходы бюджетов, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и другими преференциями по налогам, сборам и другим платежам, предусмотренными в качестве мер государственной или муниципальной поддержки в соответствии с целями государственных и муниципальных программ и задачами социально-экономической политики.
Законопроект предусматривает обязательное формирование каждым публично-правовым образованием перечня соответствующих налоговых расходов и необходимость ежегодной оценки налоговых расходов. Полномочиями по определению общих требований к проведению такой оценки предлагается наделить Правительство России.
Отчёт об оценке налоговых расходов Российской Федерации за отчётный финансовый год, оценке налоговых расходов Российской Федерации на текущий финансовый год и оценке налоговых расходов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период предлагается представлять в Госдуму одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (начиная с проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»).
В целях повышения качества управления налоговыми расходами и обеспечения практической реализации выводов, сформированных по результатам оценки налоговых расходов, предусматривается, что результаты оценки должны учитываться при формировании основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, основных направлений бюджетной и налоговой политики субъекта Федерации и муниципального образования.
Таким образом, законопроектом предусматриваются обязательность анализа налоговых расходов каждого публично-правового образования, формализация требований к проведению такого анализа и применению его результатов. Это позволит более эффективно и рационально использовать инструменты налогового стимулирования, повысить качество управления государственными и муниципальными финансами в целом.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства 6 сентября 2018 года.