Распоряжение от 5 сентября 2018 года №1854-р. Законопроект направлен на урегулирование вопросов контроля за соблюдением российскими гражданами и юридическими лицами, организующими и осуществляющими деятельность в Антарктике, требований и условий, предусмотренных разрешениями на такую деятельность. В целях уточнения формы государственного регулирования, обеспечивающей соблюдение российскими операторами требований и условий, предусмотренных Договором об Антарктике, предлагается, в частности, ввести понятие «национальная инспекция».
Документ
-
PDF
121Kb
Распоряжение от 5 сентября 2018 года №1854-р
Проект
федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О регулировании
деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике” в
части проведения национальной инспекции» (далее – законопроект) внесён
Минприроды России.
Цель законопроекта – правовое урегулирование вопросов контроля за соблюдением российскими гражданами и юридическими лицами, организующими и осуществляющими деятельность в Антарктике, требований и условий, предусмотренных разрешениями на такую деятельность.
В соответствии со статьёй 13 Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике (Протокол подписан в Мадриде 4 октября 1991 года) каждая Сторона в пределах своей компетенции принимает соответствующие меры, включая принятие законов и правил, административные акты и принудительные меры, необходимые для обеспечения соблюдения положений этого Протокола.
В настоящее время Федеральным законом от 5 июня 2012 года №50-ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике» (далее – Федеральный закон №50-ФЗ) установлены механизмы, обеспечивающие соблюдение природоохранных требований системы Договора об Антарктике. К ним относятся выдача разрешений российским физическим и юридическим лицам (операторам) на осуществление деятельности в Антарктике и контроль за соблюдением операторами требований и условий, предусмотренных этими разрешениями, в том числе лицензионных требований при осуществлении лицензируемых видов деятельности в Антарктике (далее – контроль за операторами).
Вместе с тем сфера применения законодательства о контрольно-надзорной деятельности и о лицензировании отдельных видов деятельности ограничена юрисдикцией Российской Федерации, а территория Антарктики в юрисдикцию Российской Федерации не входит. В этой связи осуществление контроля за операторами в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон №294-ФЗ) входит в противоречие с частью 3 статьи IV Договора об Антарктике.
Проработка механизма установления особенностей организации и проведения проверок, возможность которого предусмотрена Федеральным законом №294-ФЗ, показала нецелесообразность его распространения на контроль за операторами в силу специфики деятельности в Антарктике.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон №50-ФЗ изменения, направленные на уточнение формы государственного регулирования, обеспечивающей соблюдение российскими операторами требований и условий, предусмотренных Договором об Антарктике.
Предлагается, в частности, ввести понятие «национальная инспекция». Выбор понятия «национальная инспекция» обусловлен необходимостью его дифференциации от термина «инспекция», проведение которой предусмотрено в статье VII Договора об Антарктике (каждая Договаривающаяся Сторона имеет право назначать наблюдателей для проведения любой инспекции во всех районах Антарктики).
Цель национальной инспекции также отлична от целей инспекции, проводимой в соответствии с Договором об Антарктике. Предусматривается, что целью мероприятий, проводимых в рамках национальной инспекции, будет выявление допущенных российскими операторами нарушений требований и условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности в Антарктике.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства 30 августа 2018 года.