Распоряжение от 6 августа 2018 года №1625-р. Во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2018 года №6-П по делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 81 и статьи 123 Налогового кодекса в связи с жалобой ОАО «ТАИФ».
Документ
-
PDF
120Kb
Распоряжение от 6 августа 2018 года №1625-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 123 Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен Минфином России во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2018 года №6-П по делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 81 и статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой ОАО «ТАИФ» (далее – Постановление №6-П).
Действующей редакцией пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса предусмотрено освобождение налогоплательщика от ответственности за налоговое правонарушение при условии подачи им в налоговый орган уточнённой налоговой декларации до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по этому налогу, а также при условии погашения недоимки и пени по налогу.
Таким образом, одним из ключевых условий для освобождения налогоплательщика от ответственности за неуплату налога в бюджет является представление в налоговые органы налоговой декларации (налогового расчёта), содержащей уточнённые сведения.
В то же время статьёй 123 Налогового кодекса предусмотрены штрафные санкции за неправомерное неудержание или неперечисление (неполное перечисление) в установленный срок налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
В соответствии с Постановлением №6-П взаимосвязанные положения пункта 4 статьи 81 и статьи 123 Налогового кодекса не противоречат Конституции Российской Федерации только в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности налогового агента, не допускавшего искажения налоговой отчётности, но самостоятельно уплатившего сумму налога и пени в связи с несвоевременной уплатой налога в бюджет до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки.
В целях исключения неоднозначного толкования законодательных норм законопроектом предлагается дополнить статью 123 Налогового кодекса новым пунктом, предполагающим освобождение налогового агента от ответственности в случае, если им представлен в налоговый орган в установленный срок налоговый расчёт (расчёт по налогу), который содержит достоверные сведения. В этом налоговом расчёте не должно быть фактов неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащего перечислению в бюджет. При этом предусматривается, что налоговым агентом до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период, должны быть самостоятельно перечислены в бюджет не перечисленная в установленный срок сумма налога и соответствующие пени.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 3 августа 2018 года.