Распоряжение от 7 июля 2018 года №1391-р. Законопроектом предлагается установить, что для лиц, принявших решение о формировании пенсионных прав путём добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, минимальный размер страховых взносов будет исчисляться исходя из однократной величины МРОТ, а не двукратной его величины, как предусмотрено действующим законодательством.
Документ
-
PDF
121Kb
Распоряжение от 7 июля 2018 года №1391-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”» (далее – законопроект) внесён Минтрудом России.
Статьёй 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №167-ФЗ) гражданам предоставляется возможность добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях формирования у них пенсионных прав. При этом для лиц, пожелавших формировать пенсионные права в порядке, предусмотренном статьёй 29 Федерального закона №167-ФЗ, установлен минимальный размер страховых взносов, рассчитываемый исходя из двукратного минимального размера оплаты труда (МРОТ) на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы.
Минимальный размер страховых взносов, рассчитываемый в зависимости от величины МРОТ, призван стимулировать граждан, не подлежащих обязательному пенсионному страхованию, к вступлению в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с целью формирования у них пенсионных прав.
Вместе с тем с учётом постепенного повышения величины МРОТ (с 1 января 2019 года до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России) в значительной степени нивелируется стимулирующая роль минимального платежа, установленного пунктом 5 статьи 29 Федерального закона №167-ФЗ.
Так, в 2017 году для расчёта использовался двукратный МРОТ в размере 15 000 рублей, так как МРОТ на 1 января 2017 года составлял 7500 рублей.
В 2018 году расчёт минимально допустимого платежа осуществляется уже исходя из суммы 18 978 рублей, соответствующей двукратной величине МРОТ, составлявшей на 1 января 2018 года 9489 рублей.
В 2019 году при сохранении действующей нормы об использовании двукратного МРОТ для расчёта минимально допустимого страхового взноса база для его начисления составит 22 326 рублей (исходя из действующей с 1 мая 2018 года величины МРОТ в размере 11 163 рубля) или более этой суммы в случае увеличения величины прожиточного минимума, а следовательно, и величины МРОТ.
Таким образом, база для расчёта минимального взноса может возрасти с 15 000 рублей в 2017 году до 22 326 рублей в 2019 году, или на 48,8%, что является существенным фактором при принятии гражданином решения о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Законопроектом предлагается установить, что для лиц, принявших решение о формировании пенсионных прав путём добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, минимальный размер страховых взносов будет исчисляться исходя из однократной величины МРОТ, а не двукратной его величины, как предусмотрено действующей редакцией пункта 5 статьи 29 Федерального закона №167-ФЗ.
Предлагаемые изменения позволят максимально приблизить условия взимания страховых взносов с таких граждан к условиям уплаты страховых взносов плательщиками, не производящими выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, предусмотренным статьёй 430 части второй Налогового кодекса.
Кроме того, законопроектом предлагается уточнить порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а также порядок исчисления размера страховых взносов, подлежащих уплате в случае вступления в правоотношения (прекращения правоотношений) по обязательному пенсионному страхованию в течение расчётного периода.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 27 апреля 2018 года.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 5 июля 2018 года.