Распоряжение от 20 июля 2013 года №1255-р. Актуальность предлагаемых изменений в законодательство обусловлена необходимостью улучшения правового регулирования взаимоотношений участников перевозочного процесса в целях повышения эффективности работы железнодорожного транспорта. Законопроектом предлагается закрепить принцип платности занятия инфраструктуры общего пользования сверх нормативного времени и усилить ответственность пользователей услугами железнодорожного транспорта за обеспечение своевременной уборки с путей общего пользования порожних вагонов после выгрузки.
Документ
-
Распоряжение от 20 июля 2013 года №1255-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации” и Федеральный закон “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации”» разработан Минтрансом России.
Законопроектом предусматривается внесение в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» изменений, направленных на совершенствование рыночных механизмов в данной сфере.
Актуальность предлагаемых изменений в законодательство обусловлена необходимостью улучшения правового регулирования взаимоотношений участников перевозочного процесса в целях повышения эффективности работы железнодорожного транспорта.
Предлагаемые изменения позволят обеспечить выполнение одной из главных задач железнодорожного транспорта – своевременное и бесперебойное обеспечение потребностей экономики в перевозках.
1. В настоящее время в Федеральном законе «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» отсутствуют положения, обязывающие владельцев вагонов оплачивать занятие путей общего пользования свыше нормативного времени. В связи с этим пути общего пользования фактически превращаются в бесплатные парковочные места, на которых порожний вагон может находиться неопределённое время в ожидании наиболее выгодного груза.
Занятие инфраструктуры вагонами, не участвующими в перевозочном процессе, способствует созданию искусственного дефицита провозных мощностей, появлению «узких мест».
Законопроектом предлагается закрепить принцип платности занятия инфраструктуры общего пользования сверх нормативного времени и усилить ответственность пользователей услугами железнодорожного транспорта за обеспечение своевременной уборки с путей общего пользования порожних вагонов после выгрузки.
Указанные нормы будут стимулировать участников перевозочного процесса эффективно использовать потенциал инфраструктуры и подвижного состава.
2. Кроме этого документом предлагается урегулировать взаимодействие организации железнодорожного транспорта, определённой в качестве единственного исполнителя по выполнению воинских перевозок, по вопросам передачи железнодорожного подвижного состава и контейнеров с перевозчиками, операторами железнодорожного подвижного состава и контейнеров, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, иными физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, имеющих железнодорожный подвижной состав и контейнеры на праве собственности или ином праве.
В частности, законопроектом предусмотрено, что по решению Правительства Российской Федерации железнодорожный подвижной состав, контейнеры могут быть изъяты у перевозчиков, операторов, иных владельцев на любой период времени, в который возникает угроза социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности или другие случаи угроз Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Законопроектом предлагается внесение изменения в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» в части актуализации понятия «оператор железнодорожного подвижного состава», которое учитывает сложившуюся практику деятельности операторов железнодорожного подвижного состава.
Данное изменение обусловлено тем, что в процессе реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 года №384, сформирован рынок услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава под перевозки грузов.
Отсутствие чёткой регламентации деятельности операторов и требований к операторам на практике не позволяет провести чёткую грань между оператором – профессиональным участником данного рынка и просто собственником вагона, который фактически не участвует в перевозочном процессе и деятельность которого зачастую сводится к передаче в аренду принадлежащих ему вагонов.
В целом принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит создать механизмы для оптимизации перевозочного процесса и адаптации его под изменившуюся систему отношений на железнодорожном транспорте, что позволит решить наиболее чувствительные для отрасли проблемы.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 15 июля 2013 года.