Распоряжение от 30 марта 2018 года №541-р. Цель законопроекта – формирование новой модели организации обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном и дальнем сообщениях, основанной на принципах долгосрочности, комплексности государственного тарифного регулирования, обеспечения условий для привлечения инвестиций в развитие пассажирского железнодорожного транспорта. Предлагаемый законопроектом механизм исключает естественно монопольный характер рынка услуг пассажирских перевозок и обеспечивает поэтапный переход от регулирования пассажирских перевозок в соответствии с законодательством о естественных монополиях к государственному регулированию через заключение организационных договоров с сохранением регулирования услуг по использованию инфраструктуры. Вносимый в Госдуму законопроект будет дорабатываться в Государственной Думе, в том числе по поручениям, данным по итогам заседания Правительства России 22 марта 2018 года.
Документ
-
Распоряжение от 30 марта 2018 года №541-р
-
Распоряжение от 30 марта 2018 года №541-р в действующей редакции
Проект федерального закона «Об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен Минтрансом во исполнение поручений Президента России по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента по обеспечению пригородного железнодорожного сообщения (№Пр-1331 от 9 июля 2017 года, пункт 2) и по итогам заседания президиума Госсовета 22 сентября 2017 года (№Пр-2165ГС от 25 октября 2017 года, подпункт «а» пункта 1).
Цель законопроекта – формирование новой модели организации обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном и дальнем сообщениях, основанной на принципах долгосрочности, комплексности государственного тарифного регулирования, обеспечения условий для привлечения инвестиций в развитие пассажирского железнодорожного транспорта общего пользования.
Законопроектом в качестве основного механизма организации перевозок предусматривается проведение конкурсов на право заключения договора об организации регулярного пассажирского сообщения (далее – организационный договор).
Законопроект предусматривает:
- разграничение ответственности в организации пригородных перевозок (за субъектами Федерации) и перевозок в дальнем следовании (за Российской Федерацией), определение порядка взаимодействия между организаторами и всеми участниками рынка регулярных пассажирских железнодорожных перевозок;
- оптимизацию функции государственного управления организацией регулярных пассажирских железнодорожных перевозок, формируя единые центры ответственности и объединяя в организационных договорах параметры объемов и качества транспортного обслуживания населения, тарифную политику и размеры государственной поддержки;
- создание возможности формирования долгосрочных программ развития регулярных пассажирских железнодорожных перевозок, улучшения качества транспортного обслуживания населения, оптимизации производственных технологий и обновления пассажирского подвижного состава.
Принятие и реализация законопроекта позволят обеспечить:
- доступность услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования на маршрутах дальнего и пригородного сообщений;
- предоставление гарантированного объёма услуг по перевозке пассажиров на условиях, определяемых государством с учётом фактических потребностей населения в перевозках, уровня потребительских цен и платёжеспособного спроса;
- контроль за надлежащим исполнением условий организационного договора, в том числе за издержками перевозчика при организации транспортного обслуживания.
Предлагаемый законопроектом механизм исключает естественно монопольный характер рынка услуг пассажирских перевозок и обеспечивает поэтапный переход от регулирования пассажирских перевозок в соответствии с законодательством о естественных монополиях к государственному регулированию через заключение организационных договоров с сохранением регулирования услуг по использованию инфраструктуры.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 22 марта 2018 года. По итогам обсуждения Минтрансу России поручено дополнительно проработать вопросы:
- уточнения полномочий и ответственности органов государственной власти и участников перевозочного процесса при заказе, организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом;
- определения степени развития конкуренции на рынке железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем следовании, включая условия доступа новых перевозчиков;
- установления эффективного соотношения перекрестного субсидирования и соответствующих субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, при организации перевозок на социально значимых маршрутах.
Таким образом, вносимый в Госдуму законопроект будет дорабатываться в Государственной Думе, в том числе по поручениям, данным по итогам заседания Правительства России 22 марта 2018 года.