Распоряжение от 10 февраля 2018 года №201-р. Законопроект направлен на устранение правоприменительной коллизии между отдельными нормами Федерального закона «Об электронной подписи». Принятие законопроекта позволит гражданину, получившему в аккредитованном удостоверяющем центре квалифицированный сертификат, пользоваться им до окончания срока его действия, в том числе в случае, если срок действия аккредитации этого удостоверяющего центра истёк и им исполнены требования законодательства.
Документ
-
Распоряжение от 10 февраля 2018 года №201-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об электронной подписи”» (далее – законопроект) внесён Минкомсвязью России.
Правоприменительная практика выявила недостатки правового регулирования в области использования квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (далее – квалифицированный сертификат).
В соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Федеральный закон №63-ФЗ) в случае прекращения деятельности удостоверяющего центра с переходом его функций к другим лицам информация, внесённая в реестр сертификатов, должна быть передана лицу, к которому перешли функции удостоверяющего центра, прекратившего свою деятельность.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 15 Федерального закона №63-ФЗ в случае принятия решения о прекращении деятельности аккредитованный удостоверяющий центр обязан передать в Минкомсвязь России реестр выданных этим аккредитованным удостоверяющим центром квалифицированных сертификатов.
При этом частью 5 статьи 17 Федерального закона №63-ФЗ установлено, что в случае истечения срока аккредитации удостоверяющего центра квалифицированный сертификат, выданный аккредитованным удостоверяющим центром заявителю, прекращает своё действие. То есть, если аккредитованный удостоверяющий центр принял решение о прекращении своей деятельности в связи с истечением срока действия аккредитации и исполнил обязанности в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона №63-ФЗ, владельцы квалифицированных сертификатов, которые получили их в этом удостоверяющем центре, не вправе воспользоваться своими ключами электронной подписи, так как согласно действующей редакции части 5 статьи 17 Федерального закона №63-ФЗ их сертификаты становятся недействительными, что требует дополнительных затрат заявителей на приобретение нового сертификата.
В целях устранения этой правоприменительной коллизии законопроектом предлагается скорректировать часть 5 статьи 17 Федерального закона №63-ФЗ, определив случаи, в которых квалифицированный сертификат прекращает своё действие. При этом предусматривается, что в случае истечения срока аккредитации удостоверяющего центра и выполнения таким удостоверяющим центром предусмотренных частью 4 статьи 15 Федерального закона №63-ФЗ обязанностей выданный им заявителю квалифицированный сертификат будет действовать до истечения установленного срока.
Законопроектом также предлагается установить обязанность заявителя, наделённого правом действовать от имени третьих лиц (в целях получения квалифицированного сертификата), при обращении в аккредитованный удостоверяющий центр за получением квалифицированного сертификата предоставлять соответствующую нотариально удостоверенную доверенность.
Принятие законопроекта позволит гражданину, получившему в аккредитованном удостоверяющем центре квалифицированный сертификат, пользоваться им до окончания срока его действия, в том числе в случае, если истёк срок действия аккредитации этого удостоверяющего центра и им исполнены требования законодательства.
Законопроект рассмотрен
и одобрен на заседании
Правительства Российской Федерации 8 февраля 2018 года.