Распоряжение от 23 декабря 2017 года №2918-р. Во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Законопроектом, в частности, предлагается уточнить понятия «место пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации» и «сторона, принимающая иностранного гражданина в Российской Федерации». Это позволит устранить правовую неопределённость в вопросе о том, кто несёт ответственность за неисполнение обязанности по постановке иностранного гражданина на учёт по месту пребывания.
Документ
-
Распоряжение от 23 декабря 2017 года №2918-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 2, 20 и 21 Федерального закона "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"» (далее – законопроект) разработан МВД России во исполнение постановления Конституционного Суда РФ от 19 июля 2017 года №22-П.
Постановлением Конституционного Суда положения части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №109-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой – во взаимосвязи с другими положениями Федерального закона №109-ФЗ – они содержат неопределённость как в вопросе о том, допустима ли и в каком случае в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства (далее – иностранный гражданин), временно пребывающего в России, постановка его на учёт по месту пребывания по месту нахождения (адресу) принимающей стороны, так и в вопросе о том, каким образом соотносятся обязанности в сфере миграционного учёта временно пребывающего в России иностранного гражданина и принимающей стороны в части обеспечения постановки его на учёт именно по адресу, по которому он должен быть в соответствии с установленным порядком поставлен на учёт по месту пребывания, притом что нарушение установленного порядка может повлечь привлечение иностранного гражданина к юридической ответственности.
В целях устранения выявленных Конституционным Судом недостатков нормативного правового регулирования законопроектом предлагается уточнить понятия «место пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации» и «сторона, принимающая иностранного гражданина в Российской Федерации».
В соответствии с действующей редакцией пунктов 4 и 7 части 1 статьи 2 Федерального закона №109-ФЗ местом пребывания является жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также другое помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин находится или по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учёт по месту пребывания.
В редакции законопроекта местом пребывания будет жилое помещение, не являющееся местом жительства, или другое помещение, в которых иностранный гражданин фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин подлежит постановке на учёт по месту пребывания в случае, установленном частью 2 статьи 21 Федерального закона №109-ФЗ в редакции законопроекта.
Предлагаемыми изменениями будет устранена правовая неопределённость в вопросе о том, кто несёт ответственность за неисполнение обязанности по постановке иностранного гражданина на учёт по месту пребывания.
Кроме того, новеллой законопроекта является закрепление в статье 21 Федерального закона №109-ФЗ перечня мест пребывания, по адресу которых иностранный гражданин будет подлежать учёту по месту пребывания. В том числе предусматривается, что иностранный гражданин подлежит постановке на учёт по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке ведёт трудовую или другую не запрещённую российским законодательством деятельность, в случае фактического проживания по адресу этой организации либо в помещении этой организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.
Цель законопроекта – совершенствование механизмов миграционного учёта иностранных граждан в России, устранение имеющейся неопределённости по вопросу привлечения к ответственности за нарушение правил миграционного учёта.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 21 декабря 2017 года.