Распоряжения от 22 декабря 2017 года №2898-р, №2914-р. В целях исключения дублирования полномочий Роструда, Роспотребнадзора, Росздравнадзора и Ростехнадзора в сфере охраны труда законопроектами предусматриваются изменения в федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О специальной оценке условий труда», «Об электроэнергетике», «О теплоснабжении» и в Трудовой кодекс.
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения
дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере
охраны труда» (далее – законопроект 1) и «О внесении изменений в статьи 366 и
367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования
полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда»
(далее соответственно – законопроект 2, Трудовой кодекс) внесены Минтрудом
России.
Законопроекты разработаны на основании результатов анализа полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти (Роструда, Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Ростехнадзора) как в сфере нормативного правового регулирования вопросов безопасности работников, так и в сфере надзора за соблюдением обязательных требований охраны труда в целях устранения дублирования соответствующих полномочий.
Законопроектом 1 предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», направленные на исключение надзора за безопасными условиями труда из полномочий Росздравнадзора в целях устранения дублирования полномочий Роструда.
Предусматриваются также изменения в федеральные законы «Об электроэнергетике» и «О теплоснабжении» в части отнесения надзора за соблюдением требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения, установленных правилами по охране труда, к федеральному государственному энергетическому надзору.
В целях гармонизации процедуры производственного контроля за условиями труда с результатами специальной оценки условий труда путём взаимопризнания их результатов предлагается внести соответствующие изменения в федеральные законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О специальной оценке условий труда».
***
В соответствии со статьёй 356 Трудового кодекса федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающему в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, является Роструд.
Вместе с тем статьёй 366 Трудового кодекса установлено, что государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах осуществляется Ростехнадзором, который проверяет соблюдение государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и других объектах. Статьёй 367 Трудового кодекса установлено, что государственный надзор за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда при эксплуатации электрических и тепловых установок осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в рамках федерального государственного энергетического надзора.
В целях исключения дублирования полномочий Ростехнадзора и Роструда законопроектом 2 предлагается статьи 366 и 367 Кодекса изложить в новой редакции, отнеся к полномочиям Ростехнадзора государственный надзор за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, а также за соблюдением требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения, установленных правилами по охране труда. Соответствующие изменения в федеральные законы «Об электроэнергетике» и «О теплоснабжении» предусматриваются законопроектом 1.
Законопроекты одобрены на заседании Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 17 октября 2017 года.
Принятие законопроектов позволит исключить дублирование полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда.
Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 21 декабря 2017 года.