Распоряжение от 27 октября 2017 года №2367-р. Цель законопроекта – уточнение норм законодательства, регулирующих порядок замещения должности старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава и судебного пристава-исполнителя.
Документ
-
Распоряжение от 27 октября 2017 года №2367-р
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона “О судебных приставах”» (далее – законопроект) внесён Минюстом России.
Цель законопроекта – уточнение норм законодательства, регулирующих порядок замещения должности старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава и судебного пристава-исполнителя.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – Федеральный закон №118-ФЗ) установлено, что судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 год, имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава и заместителя старшего судебного пристава – высшее юридическое образование, для судебного пристава-исполнителя – высшее юридическое или высшее экономическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 года №497-ФЗ (далее – Федеральный закон №497-ФЗ) действие пункта 1 статьи 3 Федерального закона №118-ФЗ в части требования о необходимости судебному приставу-исполнителю иметь высшее юридическое или экономическое образование при назначении на должность приостановлено до 1 января 2018 года.
Вместе с тем по состоянию на III квартал 2017 года в территориальных органах ФССП России укомплектованность должностей судебных приставов-исполнителей составила 93,4%.
При этом высшего юридического или высшего экономического образования не имеют около 4,2 тысячи судебных приставов-исполнителей. Основную часть этих судебных приставов-исполнителей составляют судебные приставы-исполнители с опытом работы по замещаемой должности свыше пяти лет, которые несут значительную нагрузку по исполнению требований исполнительных документов. Увольнение этих федеральных государственных гражданских служащих может привести к снижению эффективности принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции пункт 1 статьи 3 Федерального закона №118-ФЗ и установить, что судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 год, имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
Законопроектом также предусматривается, что требования к профессиям, специальностям и направлениям подготовки будут устанавливаться главным судебным приставом Российской Федерации. В приказе ФССП России в том числе будет установлено, что для назначения на должности старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава необходимо иметь высшее образование по направлению подготовки и специальности «Юриспруденция», а для судебного пристава-исполнителя – высшее образование по направлению подготовки и специальностям «Юриспруденция», «Экономика и управление».
Вместе с тем в целях сохранения профессиональных кадров в ФССП России законопроектом предусматривается, что требование о наличии высшего образования не будет распространяться на граждан, замещающих должность судебного пристава-исполнителя и назначенных на эту должность до 1 января 2018 года, до назначения на новую должность.
Принятие законопроекта позволит сохранить в составе территориальных органов ФССП России более 4 тысяч судебных приставов-исполнителей.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 26 октября 2017 года.