Распоряжение от 16 октября 2017 года №2262-р. Законопроектом предлагается внести комплексные изменения в Закон Российской Федерации «О недрах», которые позволят уточнить вопросы пользования недрами и использования единой терминологии, устранить неточности юридико-технического характера и дублирующие положения в законодательстве.
Документ
-
Распоряжение от 16 октября 2017 года №2262-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О недрах” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части уточнения вопросов пользования недрами и использования единой терминологии» (далее – законопроект) внесён Минприроды России.
Законопроектом предлагается внести комплексные изменения в Закон Российской Федерации «О недрах» (далее – Закон о недрах), которые позволят уточнить вопросы пользования недрами и использования единой терминологии, устранить неточности юридико-технического характера и дублирующие положения в законодательстве.
В целях исключения диспозитивного характера нормы части восьмой статьи 131 Закона о недрах предлагается установить, что в случае, если конкурс на право пользования участком недр признан несостоявшимся в связи с наличием только одного участника, чья заявка соответствует требованиям Закона о недрах и условиям объявленного конкурса, лицензия на пользование недрами выдаётся этому участнику конкурса на условиях такого конкурса с учётом предложений участника, отвечающих объявленным условиям конкурса.
В случае если аукцион на право пользования участком недр признан несостоявшимся в связи с наличием только одного участника, чья заявка соответствует требованиям Закона о недрах и условиям объявленного аукциона, лицензия на пользование недрами выдаётся этому участнику на условиях такого аукциона с установлением размера разового платежа за пользование недрами не ниже установленного условиями аукциона, увеличенного на шаг аукциона.
Эти нормы направлены на обеспечение интересов государства как собственника недр, поскольку между признанием конкурса (аукциона) несостоявшимся и проведением новых торгов требуется значительное количество времени (до года), в течение которого перспективный участок недр остаётся в нераспределённом фонде, а в бюджеты бюджетной системы не поступают соответствующие доходы.
Часть третью статьи 10 Закона о недрах предлагается дополнить нормой, согласно которой заявка на внесение изменений в лицензию на пользование недрами в случае продления срока пользования участком недр должна быть подана не позднее трёх месяцев до окончания срока действия этой лицензии. Установление такого срока обусловлено необходимостью обеспечить надлежащую реализацию права пользователя недр на продление срока действия лицензии и необходимостью проведения ряда административных процедур по рассмотрению материалов и оформлению лицензионных документов.
В целях обеспечения единства правоприменительной практики статья 7 Закона о недрах дополняется положением о том, что верхняя и (или) нижняя границы участка недр устанавливаются в метрах, исчисляемых от земной поверхности, определяются абсолютной отметкой от уровня моря, или глубиной залегания продуктивного пласта, или глубиной подсчёта запасов полезных ископаемых, или привязываются к определённому геологическому контакту (литологическому, геохронологическому, тектоническому и другому).
Законопроектом предусматриваются три самостоятельных основания получения права пользования недрами:
- государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр, заключённый Федеральным агентством по недропользованию (далее – Роснедра) или его территориальным органом, а в отношении участков недр местного значения – органом государственной власти субъекта Федерации;
- государственное задание, предусматривающее выполнение федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Роснедр или их территориального органа, мероприятий по государственному геологическому изучению недр;
- вступивший в силу международный договор Российской Федерации, исполнение которого требует предоставления права пользования недрами.
Кроме того, уточняется норма статьи 22 Закона в части установления возможности проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счёт собственных средств в границах участка недр, предоставленного по лицензии на пользование недрами с целью разведки и добычи полезных ископаемых или по совмещённой лицензии на пользование недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции.
В части уточнения обязанностей пользователя недр предусматриваются изменения в статью 22 Закона о недрах, которыми устанавливается обязанность пользователя недр по сохранности горных выработок, скважин и других связанных с пользованием недрами сооружений, находящихся на участке недр, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в других целях, а также ликвидации в установленном порядке горных выработок и скважин, не подлежащих использованию.
В качестве меры, направленной на обеспечение интересов государства как собственника недр, законопроектом предусматривается положение, согласно которому в случае, если до даты прекращения, в том числе досрочного, права пользования недрами пользователем недр не исполнены обязанности по ликвидации и консервации горных выработок, скважин и объектов инфраструктуры, связанных с пользованием участком недр, и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, эти обязанности должны быть выполнены лицом, право пользования недрами которого прекращено, в том числе досрочно, до даты их полного исполнения.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 12 октября 2017 года.