Распоряжения от 4 сентября 2017 года №1904-р, №1903-р. Законопроектами предлагается установить запрет на производство и оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции. Под такой продукцией будет пониматься пищевая или непищевая продукция в виде сухого вещества, предназначенная для получения продукции в жидком виде, содержащей в своём составе этиловый спирт. За производство или оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции предлагается установить ответственность в виде административного штрафа с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.
Проекты
федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления
(распития) алкогольной продукции" в части установления запрета на
производство и (или) оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции» (далее
– законопроект 1) и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях в части установления административной
ответственности за производство и (или) оборот порошкообразной спиртосодержащей
продукции» (далее соответственно – законопроект 2, КоАП) внесены
Роспотребнадзором в соответствии с пунктом 21 плана мероприятий («дорожной
карты») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке
(утверждён распоряжением
Правительства от 26 ноября 2015 года №2413-р).
Федеральным законом от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон №171-ФЗ) установлены ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В настоящее время в мире появилась порошкообразная спиртосодержащая продукция, которая при добавлении к ней воды в определённой пропорции преобразуется в алкогольный напиток. Такая продукция не имеет разрешения для реализации на территории стран Европейского союза.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» и проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции» не содержат показатели качества и безопасности, идентификационные признаки для порошкообразной спиртосодержащей продукции. В связи с этим оценка соответствия такого вида продукции нормативным требованиям невозможна.
Одним из основных рисков, связанных с появлением порошкообразной спиртосодержащей продукции в продаже населению России, является отсутствие однозначности использования её в качестве основы для производства слабоалкогольных коктейлей. Дозировка и способ употребления порошкообразной спиртосодержащей продукции могут быть изменены потребителем вне зависимости от рекомендаций изготовителя. Например, возможно употребление её в сухом виде, изменение дозировки при разбавлении водой, вдыхание и другое. Таким образом, порошкообразная спиртосодержащая продукция потенциально опасна для здоровья человека.
В связи с этим законопроектом 1 предлагается дополнить Федеральный закон №171-ФЗ понятием «порошкообразная спиртосодержащая продукция». Под такой продукцией будет пониматься пищевая или непищевая продукция в виде сухого вещества, предназначенная для получения продукции в жидком виде, содержащей в своём составе этиловый спирт.
Предлагается установить, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и (или) оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции.
Законопроектом 2 предлагается дополнить КоАП статьёй 14.172, устанавливающей административную ответственность за производство и (или) оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции. За правонарушения в этой области на граждан предусматривается наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до 20 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц – от 200 тыс. до 500 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.172, будут рассматриваться судьями, Роспотребнадзором и органами, осуществляющими государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Законопроекты направлены на реализацию задач, определённых в Основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года (утверждены распоряжением Правительства от 25 октября 2010 года №1873-р), связанных с предотвращением угроз здоровью и безопасности людей, в том числе за счёт пресечения производства, ввоза и реализации на территории России некачественной и опасной пищевой продукции, предупреждение заболеваний (отравлений), связанных с употреблением такой продукции.
Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 31 августа 2017 года.