Распоряжение от 19 июня 2017 года №1277-р. Синдицированный кредит отвечает большинству принципов современных моделей финансирования и имеет потенциал развития. Законопроект направлен на устранение правовых неопределённостей в части регулирования договоров синдицированного кредита. Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» новой статьёй «Синдицированный кредит».
Документ
-
Распоряжение от 19 июня 2017 года №1277-р
-
Распоряжение от 19 июня 2017 года №1277-р в действующей редакции
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части сделок по синдицированному кредиту)» (далее – законопроект) внесён Минфином России.
Законопроект направлен на устранение правовых неопределённостей в части регулирования договоров синдицированного кредита.
Долгосрочные инвестиционные кредиты, предоставляемые кредитными организациями российским заёмщикам, служат важным источником инвестиций, имеющим потенциал роста.
Сдерживающими факторами долгосрочного кредитования являются слабость базы российских инвесторов, готовых вкладывать средства на сроки 5–7 лет, необходимость надлежащего обеспечения и защиты их прав, отсутствие надёжных механизмов рефинансирования и финансового инструментария. Эти недостатки могут быть устранены путём использования современных схем финансирования, которые широко применяются на зарубежных рынках.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» новой статьёй «Синдицированный кредит».
Синдицированный кредит отвечает большинству принципов современных моделей финансирования и имеет потенциал развития.
Классический синдицированный кредит на международном рынке представляет собой совокупность отдельных двусторонних кредитов, предоставленных синдикатом кредиторов одному заёмщику на единых условиях. В каждом кредитном договоре может быть указан идентичный срок погашения обязательств заёмщика и размер процентной ставки или могут быть предусмотрены различные условия для каждого конкретного транша по кредиту. Отношения участников синдиката и заёмщика определены в едином документе – договоре синдицированного кредита. При этом каждый кредитор обладает индивидуальным правом требования к заёмщику, а также несёт индивидуальную обязанность по выдаче своей доли кредита. Все расчёты по предоставлению и возврату кредита производятся через кредитного агента, который действует от лица синдиката кредиторов на основании многостороннего договора, а управление предоставленным кредиторам обеспечением осуществляется управляющим залогом от своего имени и в интересах кредиторов.
Преимущества синдицированного кредита по сравнению с двусторонними кредитными соглашениями:
- с точки зрения заёмщика, использование синдицированного кредита позволяет увеличить размер и сроки заимствования, снизить транзакционные расходы и время на закрытие сделки, оптимизировать использование обеспечения (предметов залога), а также в ходе одной сделки выстроить взаимодействие с несколькими банками;
- с точки зрения кредиторов, синдицированный кредит обеспечивает распределение кредитных рисков между несколькими банками и диверсификацию портфеля отдельного банка, повышает ликвидность активов, расширяет круг потенциальных заёмщиков и клиентов, даёт положительный репутационный эффект, упрощает управление задолженностью в случае просрочки заёмщика;
- с точки зрения участников вторичного рынка, синдицированный кредит служит базовым активом для широкого круга финансовых инструментов. Его использование упрощает рефинансирование кредита, открывает новые возможности для инвестирования и получения прибыли.
Законопроектом предусматриваются также изменения в ряд законодательных актов в части регулирования отношений, связанных с учётом прав залогодержателей.
Развитие синдицированного кредитования позволит увеличить объёмы кредитования в реальном секторе экономики и повысить доступность кредита при одновременном снижении кредитных рисков, принимаемых отдельными кредиторами.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 15 июня 2017 года.